ЗА ЧТО ОБИЖАЮТ ДИРЕКТОРА ЦИРКА?
«Труппа Московского цирка на Вернадского доверена до отчаяния. В ближайшем будущем очень возможен митинг протеста со зверями у министерства культуры. А пока труппа начала с эпистолы. Под письмом Дмитрию Медведеву с просьбой о защите директора уже стоят 4 тысячи подписей» - пишет «Московский комсомолец».
Нашей газете захотелось узнать, что же заставило коллектив биться за своего начальника, и мы встретились с директором цирка - народным артистом Леонидом Костюком.
- Леонид Леонидович, что же сейчас происходит в Вашем цирке? Давно не было слышно, чтобы коллектив так самоотверженно боролся за своего начальника. Больше, знаете, тех, кто был бы рад, если бы их шефов выгоняли. А здесь такая нерушимая стена. Почему властям понадобилось отказываться от работы таких людей, как Вы?
- Знаете, это никому не понятно, а у нас 860 человек. Было бы понятно, если бы была склока у нас, или было убыточное предприятие, но у нас самые высокие показатели – по 80 миллионов рублей чистой прибыли в год до кризиса было, сейчас, конечно, меньше, но все же 40 млн. рублей. Это серьезные деньги.
Цирк работает, аншлаги постоянно, спектакли хорошие, народ нас любит. За последние шесть лет цирк получал за хорошие спектакли две премии Москвы – это же комиссия решает, а не один человек. Получили государственную премию Правительства России. Более того, не хочу хвалиться, но проезжая по 10 крупным циркам России, я увидел, что самые лучшие спектакли, масштабные, интересные и самые сильные по качеству номеров – у нас. И все об этом знают.
Во-первых, когда мы набирали труппу, мы не брали плохих артистов, уже в этом было наше преимущество. Во-вторых, мы многое создаем сами: каждый год выпускаем по 10-15 новых номеров. Тот же Росгосцирк, который руководит всеми провинциальными цирками, стал очень мало выпускать интересных ярких номеров. Цирк на Цветном тоже делает всего 2-3 номера в год. Мы работаем на развитие – готовим артистов не только для себя, но и отправляем в ближнее и дальнее зарубежье на гастроли, на конкурсы. То есть, вносим свой вклад в развитие всего циркового искусства.
- Счастье, когда кто-то может гордиться своими успехами. Значит, жизнь прожита не зря. Но почему же теперь Вас обижают?
- К сожалению, я бесправный человек. Работаю по пятилетним контрактам с Министерством культуры. У меня сначала был один пятилетний контракт, он закончился, его продлили. Второй продлили. А в последний раз мне сказали: «Вы замечательный руководитель, много сделали для цирка, но мы с Вами продлевать контракт не будем». Без объяснения причин! «Надо проводить ротацию, Вы работаете в цирке 26 лет – это много, это не нормально. В конце концов, надо дорогу уступать молодым, сорокалетним. Но поскольку Вы такой хороший руководитель, будем Вас представлять на орден. А новым директором с января 2011 года станет Марчевский». А я Марчевского хорошо знаю – это бывший клоун. Он прямо из клоуна стал директором цирка в Екатеринбурге. Неплохой хозяйственник, но у него цирк не занимается творчеством. У него прокатная площадка. Пришла программа, отработал, и дальше отправил, т.е. занимается только прокатом артистов. Я подумал: « Ну ладно, если Марчевскому 50-55 лет, можно понять министра». Возвращаюсь, открываю энциклопедию, узнаю, что ему уже 63 года. А мне 69. Так, где же ротация, какой смысл менять одного на другого?!
Всюду начали писать, что в цирк приходит Марчевский, и какой он замечательный, а я - уже никакой! Притом что я и народный артист, и лауреат международных конкурсов, и пять раз был лауреатом Всесоюзного всероссийского конкурса, взял золото в Монте-Карло, золото в Германии. Я в своей жизни никогда не получал серебра. Все конкурсы, в которых я участвовал, приносили нам только первые места.
- Но ведь в следующем 2011 году у цирка юбилей – 40 лет! И что, нельзя было подождать?
- Кроме того, в следующем году 50 лет моей творческой деятельности, 70 лет – мой юбилей и 40 лет цирку. Я предложил министру в связи с этим продлить мои полномочия хотя бы до конца 2011 года. Тем более, что вижу в себе силы - я не больной, не слабый, не слабоумный. Я и творчески еще полон идей. До этого у него были наши артисты, и министр им сказал, мол, пусть Костюк напишет заявление, и мы продлим контракт с ним до конца 2011 года. Я такое письмо написал, артисты подписали, что поддерживают меня, приношу министру. Он прочитал письмо и говорит: «Да, на два года, но не так! До конца 2010 года Вы остаетесь директором и художественным руководителем цирка. В январе приходит Марчевский, и с января до конца года Вы остаетесь художественным руководителем, без директорства». Мне не так принципиально быть директором, но мне нужно знать и понимать, кто приходит и почему именно Марчевский. «Это не та кандидатура, - сказал я. - «Нет, только Марчевский и все!»
Потом Марчевский, еще не приступив к исполнению обязанностей, уже стал давать интервью, набирать программу (вообще-то программу должен набирать худрук), стал заявлять, что артисты не нужны цирку, что он их передаст в Росгосцирк, а здесь будет только прокатная площадка, и будет он прокатывать цирк Дю Солей…
- Очень похоже на рейдерский захват…
- Да, это очень похоже. Мы зарабатываем, но ведь и вкладываем в номера, костюмы, в аппаратуру для артистов, потом все время цирк переоснащаем, у нас появился светомузыкальный пол, интерактивный пол, он объемный – идешь, допустим, по траве, и она приминается, потом поднимается… Сделали манеж, купили самую современную лазерную аппаратуру, которой ни в одном цирке нет, поменяли котельную, электрическую подстанцию, все кресла в зале заменили, передекорировали манеж.
У нас все есть – заходи и ставь что хочешь. По-прежнему делаем все, чтобы цирк процветал, развивался. И за 40 лет Министерство культуры ни разу не дало нам денег на капитальный ремонт: мы все время обходимся текущим ремонтом. Мы самое прибыльное, рентабельное предприятие из всех учреждений культуры. Остальные на дотации, а мы нет. Поэтому до сих пор гадаем, для чего им это потрясение нужно?!
- Тогда все понятно – захотелось отнять у Вас прибыльный бизнес, а коллектив – распылить по миру, выгнать из своего Дома.
- Наши артисты подняли большой шум, написали президенту, премьер-министру, выступают в прессе, я их одно время сдерживал - думал, удастся поговорить с кем-то из руководителей. Бесполезно – встречаться не хотят, разговаривать не хотят. И тогда артисты говорят: «Не забывайте, что это еще и наша судьба! Раз так получается, то извините, но мы сами будем действовать!» Поэтому статьи появились, Караулов в «Моменте истины» выступил со своим фильмом.
Счетная палата, прокуратура, московская проверка у нас была – ни разу не было никаких крупных, серьезных нарушений. Копали-копали – ничего не нашли. И вдруг говорят: «Леонид Леонидович, у Вас нарушения. Вы в командировки ездили, а не получали на это разрешения Министерства культуры». А я даже этого не знал, у меня в трудовом соглашении этого не написано! Более того, когда я иду в отпуск, то я пишу заявление и получаю разрешение, потому что на месяц ухожу. А командировки у меня по 2-4 дня!
Второе, что нашли – продают у нас в фойе программки, и с программками продают сувенирные значки с эмблемой цирка. Значит, программки можно продавать так, а значки надо через кассовый аппарат. Получается, что продавец должен бежать, чек пробивать, а зрители будут стоять, ждать?!! Вот такая история…
- История, конечно, драматическая, типичная для страны, где любят унизить человека, сделать ему больно. И что было дальше?
- Министр заставил меня переписать заявление в добровольно-принудительном порядке. Обострил ситуацию так: либо я сейчас подписываю контракт и остаюсь директором и худруком на 2010 год и только худруком на 2011 год. Или, поскольку пятилетний контракт закончился, я ухожу незамедлительно. Я вынужден был подписать его, хотя пришел изначально с другим заявлением. И Авдеев сейчас везде говорит, что Костюк сначала сам согласился, а теперь почему-то сопротивляется и не хочет. А это коллектив не хочет. Марчевского они видеть не хотят. Они понимают, кто это такой.
- Чем он опасен для Вашего цирка?
- Если придет Марчевский, он может передать наш коллектив обратно в Росгосцирк. Все российские цирки – филиалы Росгосцирка. И поэтому они бесправные люди. Когда СССР распался, мы первые вышли из Росгосцирка. Потом вышел цирк Ю.Никулина, Казанский цирк, они создавались снова на добровольной основе. Кто хотел, вошли в компанию, кто не хотел – вышли. Цирки в Питере, Ижевске, Якутске тоже вышли. Остальные остались, и все артисты заняты только там. Считай, попали в крепостное право. Если кто захотел уволиться, то только на улицу. А когда мы вышли, то артисты стали получать какую-то свободу. Они могут прийти к нам, или в цирк на Цветном бульваре, и от нас можно уйти. У людей есть выбор.
-Теперь ясно, что все это делается для цирка Дю Солей, которому нужна готовая площадка, а Вашими руками тут все сделано. Для него - это лакомый кусок.
- Знаю, что Дю Солей поехали в Китай, но китайцы им сказали, что нам Дю Солей не нужен, мы думаем о развитии собственного цирка. Они их не пустили. В Германии их не пустили. Во Франции тоже.
У Дю Солей билеты стоят от 2 тысяч до 20 тысяч рублей. А у нас от 200 рублей за билет до 2 тысяч. У нас доступное искусство. Более того, у нас спектакли, на которые приходят и взрослые, и дети. А у них – только для взрослых. У них клоунов нет, животных нет, у них шоу-развлечение, сюжетный спектакль, немного мрачноватый. Это сугубо для взрослых и для элиты. И то не всем это нравится.
- Можно сказать, что российский цирк сдает свои позиции в мире?
- В мире, пожалуй, что нет. Если дальше будет продолжаться как сейчас, если будет мало новых номеров, то в мире наш цирк начнет сдавать. Но пока еще и наши номера призовые места на конкурсах получают, у Росгосцирка пока еще есть запас старых интересных номеров. Так что в мире мы пока еще хорошо выглядим. Больше всего достижений в цирковом искусстве – это в китайском и российском цирке.
- Много ли наших циркачей уезжают за рубеж?
- Цирк Дю Солей на 80 процентов состоит из украинских и российских артистов. Они берут наши готовые номера, их в свою тему вводят, костюмы, музыка, грим и готовый номер у них уже в спектакле. Дю Солей много артистов отвлек. У них контрактная система на 5 лет, а потом артист ищет себе работу сам. А так у нас артисты редко уезжают. Бывают гастроли на три месяца, на год-два и возвращаются обратно. Как правило, редко остаются.
- Как складывается судьба артиста цирка, когда он уходит с арены?
- По-всякому. У нас есть артисты балета, которые сейчас работают режиссерами, администраторами, кто-то пошел в парикмахеры и очень успешно там работают. В том случае, если артист был мастером, у него всегда есть возможность перейти на преподавательскую, на тренерскую работу, и передавать свой накопленный опыт следующим поколениям, что и обеспечивает преемственность русского цирка. В Москве есть возможность прийти к нам, к Никулину, в цирковое училище. В регионах сильные артисты делают студии народного творчества. Есть такие, кто создают на пенсии цирковые студии самодеятельности, и их ребята выезжают на конкурсы и выступают наравне с нашими артистами. Люди, которые хотят, находят себя. К счастью, мы уделяем много внимания своим пенсионерам, деньги им какие-то даем, устраиваем им праздники, накрываем на манеже столы, они всегда бесплатно ходят на спектакли. Моя профессорская зарплата в ГИТИСе уже больше 20 лет идет в фонд поддержки ветеранов цирка. И они из этих денег то одним дают, то другим. Союз цирковых деятелей тоже немного поддерживает ветеранов цирка. Те ветераны, которые в Москве живут – еще имеют внимание, материальную поддержку. А вот те, которые заканчивают работать и живут в других городах, – там по-другому, там сложнее.
- Леонид Леонидович, как можно было бы правильнее организовать руководство российскими цирками?
- У Росгосцирка есть 5-7 успешных цирков, надо начинать с того, с чего начали мы – нужно, чтобы они тоже набрали артистические труппы, готовили их, отправляли на гастроли, конкурсы. Они будут на артистах зарабатывать, лучше жить. Это дополнительный заработок для всех. В нашем цирке люди достойно зарабатывают, в Росгосцирке – гораздо меньше.
Вообще, на мой взгляд, такая громоздкая компания в принципе не нужна. Часть цирков можно передать в города, где адекватная администрация. Все зависит от формы собственности. В нашем случае, мы частично финансируемся государством, все остальное сами зарабатываем. Большинство цирков смогут выжить. И работать необходимо на договорах, цирк с цирком. Мы же работаем со многими зарубежными цирками на контрактах. Посылаем артистов, заключаем контракт, они какую-то сумму платят артисту, какую-то отчисляют нашему цирку за прокат артистов, за то, что мы готовим этих артистов.
Более того, мы могли бы взять на себя 5 цирков Золотого кольца, сейчас там цирки убыточные, а мы бы их сделали рентабельными, подтянули их. Новосибирский цирк или тюменский имеют хороших, грамотных директоров, так что они тоже могли бы взять 5-6 цирков, объединить их, развить. Разбить их «на кусты», работать на договорах и не нужен нам этот Росгосцирк.. В Китае есть Союз циркового искусства, он консультативно помогает всем циркам координировать свою деятельность. Так же и у нас Гильдия циркового искусства могла бы взять это на себя.
- Вы считаете себя счастливым человеком?
- Да, конечно. Даже, если мне придется уйди из цирка. Я ведь родился в цирке. Прошел от самого низа до самого верха. Был директором цирка на Цветном бульваре, исполнял обязанности директора Росгосцирка, два года был первым заместителем генерального директора Росгосцирка, и тогда компания была прибыльной организацией, премии получали и сотрудники и артисты, а сейчас они убыточны. Потом я попросился обратно в цирк, потому что совмещать две должности было уже тяжело.
- Вас трогает то, что коллектив единым фронтом выступил за Вас?
- Трогает, конечно. Они родные люди для меня, все-таки мы вместе 26 лет.
…Такой объемной папки с благодарностями я еще ни у кого не видела. Фонды поддержки больных детей, ветеранов, инвалидов, старых артистов выражают свою признательность директору цирка за то, что дал им возможность бесплатно насладиться цирковым искусством, отвлечься от своих проблем и забот, посмотреть на умных зверей и отважных трюкачей.
«Это примерно одна пятая часть того, что есть, - Леонид Леонидович улыбается, глядя на эти грамоты. Видно, вспоминает лица тех людей, которым он и его мужественная команда подарила целый вечер радости – такой редкой гостьи в их обездоленной жизни. - В год мы предоставляем 24 тысячи бесплатных мест для детей-сирот, малоимущих, ветеранов, не только Москвы и Подмосковья, но и из других городов. По 300 билетов на спектакль специально держим под такие заявки».
Узнав о том, что мы активно участвуем в восстановлении Собора Успения Пресвятой Богородицы под Смоленском, он моментально достал 10 тысяч рублей и попросил внести их в кассу Собора для дальнейшей работы по ремонту.
Итак, решайте сами, за что обижают директора цирка. Скорее всего, именно за талант, душевность, верность делу и отличную работу. Не понимаю только, неужели эти качества в нашей стране уже не востребованы?
Наталья Желнорова
|