КУКЛА МОЕЙ ЖИЗНИ
Витрина модного магазина ночного прибалтийского города…Таллинн.. в этом городе я прожила почти сорок лет своей жизни. Сколько событий прошло перед моими глазами, до сих пор помню все.
На глазах наворачиваются слезы. Мне больно вспоминать время, проведенное не здесь. Стало больно и сейчас, перед этой витриной. За стеклом, поблескивающемся от автомобильных фар и городских фонарей, стояла кукла. Я знаю ее, я даже знаю, как ее зовут. Это была кукла родом из моего детства. До чего же похожа она на ту, которую не купила мне когда-то мама! Сейчас она смотрит на меня все теми же глазами, такими синими как море, на ней все одеяние белое. Белая шубка, белоснежная шапочка, сапожки, варежки. Платье как у невесты, рукава аккуратно прошиты кружевами. Узоры на кружевах тогда, меня трехлетнюю девочку, сильно впечатлили. На ее руках были прошиты белоснежные розы. Розы в советское время редко можно было встретить на платьях. Маленькое, но в то давнее время ростом с меня, снежное чудо заводилось при помощи ключика.
Кукла смотрела на меня все тем же взглядом. Она чего-то явно ждала, она ждала моего соучастия. Ах, мама, мама! Я не смею на тебя обижаться, ведь ты в то полуголодное время дала мне все то, что могла. Я и тогда, и сейчас понимаю, что у тебя тогда не было денег купить мне ее. Не смея тогда у тебя просить о ней, о кукле-невесте, я шла сотни метров одна, затем бесстрашно преодолевала железный мост, чтобы взглядом прикоснуться к ней. Мама, а ведь тогда, почти сорок лет назад, она сильно залегла мне в душу. Кукла моей жизни…. Но сейчас речь не об этом, сейчас тебя нет, мама…
В моей памяти появилась продавщица того самого советского магазина, где в витрине стояла моя королева. У нее был такой жалостливый взгляд, что мне было неловко. В следующие разы я прибегала к витрине, стараясь не попадаться ей на глаза. Мне было очень обидно за маму, я хотела закричать на эту тетю-продавщицу: «Тетя, не смотрите на меня так! Я не бедная! Моя мама получит денежку и обязательно мне купит куклу!». Но этот момент так и не наступил. Еще я тогда впервые поняла, что такое, когда болит сердце. Однажды на моих глазах куклу показывали потенциальному покупателю, но он ее тогда не купил. Сколько чувств одолевало меня в то мгновение, мне казалось, что у меня отбирают самое драгоценное, и я больше никогда-никогда не увижу ее. На всю жизнь запомнила это странное ощущение, которое не хочется, чтобы когда-то в своей жизни испытали мои уже взрослые дочери. Со временем куклу все же купили, я подросла, и мы переехали в другой город.
В своей жизни я дважды встречала свою куклу. Один раз в вагон московского метро вошла высокая красивая девушка с белокурыми волосами, в белой шубке, а под шубкой было то самое белое кружевное платье. Девушка была в тех же самых сапожках, что и кукла моего детства. В другой раз в роли моей куклы была я сама. Помню, на пороге замужества я долго стояла перед зеркалом, не могла поверить, что она- это я, а я –это она. В тот момент мы были чем-то единым с нею.
Вспоминания растворились в моих слезах, которые незаметно текли по щекам. Я ощутила, что в этот поздний час нахожусь совершенно в другом месте, одна, перед витриной. Но потом мне в голову пришла спасительная мысль, утром я куплю эту куклу для своей белокурой внучки, которую зовут также как и ее, Катя.
Ирина Резцова
|