ОНИ ВСЕ-ТАКИ ПОЖЕНИЛИСЬ. ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ
В далеком 1965 году в Воронеж приехала первая в истории города группа студентов из Африки. Красавице Свете тогда был 21 год, она только что устроилась переводчиком референтом в библиотеку.
- Помню, зашла компания иностранцев, и парень по имени Мохаммед что-то у меня спросил. Я пыталась по-английски узнать, что ему нужно, а он только улыбается - видно, с трудом меня понимает, - вспоминает Светлана.
Света рассказала про необычных студентов родителям, и папа - историк и литератор - предложил: а приводи их к нам! С тех пор Мохаммед с друзьями стал частым гостем Титовых. Африканцы учили русский и рассказывали про дальние страны.
- Чем больше мы общались, тем было интереснее. Наверное, это и сблизило меня с Мохаммедом, - продолжает Светлана Ивановна. - А он так и сыпал комплиментами! Подмечал, что у меня новое платье, туфли или прическа...
«Папа не дал нам пожениться»
В 1968 году Светлана родила от Мохаммеда сына. Долго не говорила родителям, что беременна, но живот-то не скроешь...
- Пока лежала в роддоме, папа сам пошел в загс. В графе «имя» написал Максим, а вместо отца поставили прочерк, - вздыхает Светлана Ивановна. - Папа очень полюбил внука, а Мохаммеда принять не мог - боялся потерять партбилет.
Мохаммед жил в общежитии. Не раз предлагал любимой снять квартиру, но ее не отпустили родители. Что уж говорить о свадьбе...
- Мохаммед дважды приходил просить моей руки, но папа к нему даже не вышел, - говорит Светлана Ивановна.
А вскоре пришло письмо из Африки: все сомалийцы должны выехать на родину. Летом 71-го года парень получил диплом и стал собираться. Прощания, слезы, вокзал...
Для обоих началась новая жизнь. После «разъяснительной беседы» с начальницей Светлана уволилась из библиотеки и устроилась в вечернюю школу. Мохаммед в Сомали стал министром сельского хозяйства.
Влюбленные часто писали друг другу, но письма не доходили.
- Во сне я часто встречался с Максимом, со Светой... А через пять лет, как требуют обычаи, женился, - рассказывает Мохаммед. - У меня появились четыре дочери и два сына. Но о Свете и Максиме не забывал ни на минуту.
В 85-м Мохаммед приехал на стажировку в США, откуда еще раз написал Светлане.
- А я уже думала, что его нет в живых - это же Сомали, постоянные войны, - вспоминает Светлана Ивановна. - Разрываю конверт, а он... пустой! Кто-то вытащил содержимое.
Светлана написала ответ. Но Мохаммед его тоже не получил.
Усыновил взрослого мужчину
...Шли годы. Светлана преподавала в школе, сын отслужил в армии и устроился на работу.
- Из-за цвета кожи одни хотели меня побить, другие становились на защиту. Жизнь быстро научила давать сдачи, - говорит Максим.
А в 2000 году Светлана получила письмо из американского Красного Креста: «Максима разыскивает брат Ширва». В ответе женщина указала телефон. И вскоре раздался звонок...
- Ширва рассказал, что их семья в 1998 году уехала из Сомали. Они жили в лагере беженцев в соседней Кении, а позже - в США.
Через несколько лет Мохаммед прилетел в Воронеж...
- Мы пошли в загс и расписались. Кольцами не менялись - у них другие традиции. Жених подарил мне золотые украшения, - улыбается Светлана Ивановна. - Мохаммед усыновил Максима, хотя тот уже взрослый мужчина.
Сын взял фамилию отца и по паспорту стал Максимом Мохаммед Ахди Иссе.
Сейчас Мохаммед живет на две страны - Россию и США. Через полтора года он получит американский паспорт - а там и семью можно перевозить.
- Мохаммед и сейчас говорит, что я лучше всех, - светится от счастья Светлана Ивановна. - И засыпает меня комплиментами, как 30 лет назад!
Виктор БАРТ
|