ОН ДОРОГ ПО ВСЕЙ РОССИИ ПОНАСТРОИТ!
Олег Гурковский из Тверской области из той породы людей, которые жаждут усовершенствовать мир. Но мир почему-то сопротивляется. Чиновники критикуют его за самоуправство, а сельчане называют местным чудаком. Хотя и довольно полезным в хозяйстве. Гурковский - мастер на все руки. Так что ежели что надо починить, к нему все бегут. Вот и дорогу к деревне Олег взял и построил сам: без чьей-либо помощи и на свои деньги. Но благодарности ни от кого не получил. Сельчане восприняли это как должное, а чиновники - как вызов...
ИЗ ИНЖЕНЕРОВ В ФЕРМЕРЫ
Олег Гурковский - коренной москвич. Квартира на Ленинском проспекте, машина, взрослые обеспеченные дети. Казалось бы, живи себе тихой пенсионерской жизнью, получай «лужковскую» надбавку, проводи все лето на даче. Ан нет. Не выносит душа инженера ни столичной суеты, ни спокойной старости. Вот и придумал себе на пенсии занятие. Овец да свиней разводить в Тверской губернии. В деревне, где нет ни дороги, ни газа, а до магазина - почти час езды.
В фермеры он подался случайно. По образованию Олег Анатольевич - инженер по вычислительной технике. В конце 80-х был на переднем крае науки - занимался разработкой автоматизированных систем управления. Он и сейчас рассказывает об этом с горящими глазами. И гордится, как представлял на ВДНХ свою первую ЭВМ размером с несколько платяных шкафов. За что получил в подарок новенький «Москвич». Потом работал в одной из московских сотовых компаний. Но дефолт 98-го и сложные отношения с начальством вынудили его досрочно уйти на пенсию. Без дела Гурковский быстро заскучал, поэтому решил вложить все скопленные деньги ($5000) в совершенно новый вид бизнеса. Тем более что в начале 90-х он купил 30 соток земли в деревне Зеленцино, что на границе Московской и Тверской областей.
- Осенью 1999-го я принял решение организовать фермерское хозяйство, - рассказывает фермер. - Мысль была такая: эта деятельность должна быть стабильна, люди замену пище вряд ли когда придумают. Значит, на нее всегда будет спрос.
С одной стороны, все правильно рассудил. Но уж как-то безрассудно и очертя голову во все это ввязался. Дом не достроил - гниющий покосившийся остов так и стоит на участке как символ безалаберности. Зато все деньги вложил в покупку коров и овец, а также в починку заброшенного скотного двора. В нем (для полноты впечатлений добавьте запахи комбикорма и грязных матрасов) до сих пор и живет. А денег, чтобы закончить стройку дома, сейчас у Гурковского нет. Все они ушли на другую его наполеоновскую затею.
ГРУНТОВКУ - СВОИМИ РУКАМИ
До фермерской истории Гурковский приезжал в Зеленцино только летом. Впрочем, почти как и все жители-дачники. Причина проста - как таковой дороги до деревни отродясь не было. Ездили напрямик через поле. Естественно, зимой и после любого более-менее сильного дождя проехать через поле можно было только на джипах, да и те застревали через одного. Дачники оставляли машины в соседней деревне, а дальше два километра топали пешком по грязюке.
О том, что нужно делать дорогу, Гурковский понял, когда его трактор «Беларусь» (а он по проходимости покруче любого джипа будет), тянущий за собой прицеп с комбикормом и мешками с цементом, как-то осенью застрял на полдороге в деревню. Вытащить его удалось лишь на следующий день.
- Я пошел на прием к главному архитектору Конаковского района Тверской области, - говорит Олег. - Но она сказала, что денег на строительство грунтовых дорог у нее нет. А асфальтовую к нам никто строить не будет.
- Хочешь - можешь построить сам, - ухмыльнулась чиновница, взглянув на седобородого старика.
Оказывается, строить грунтовые дороги можно даже без специального разрешения. Если на карте есть направление к населенному пункту, значит, и дорогу там можно проложить. Но коммерческие фирмы берут от 1000 рублей за 1 квадратный метр грунтовки. Но где в деревне на 20 домов найти 5 - 6 млн. руб., чтобы сделать 2 км хотя бы однополосной дороги?
«Значит, надо делать все самому», - решил Олег.
«А МЫ ПЛАТИТЬ НЕ БУДЕМ»
Инициативу Гурковского соседи восприняли двояко. Кто поддержал (идейно), а кто усмехнулся (в глаза). Никому не верилось, что Олег сможет все это осилить. Но помогать при этом никто не спешил. На просьбу фермера скинуться всей деревней хотя бы на солярку для заправки трактора практически все ответили примерно так: «Утром - дорога, вечером - деньги». Все люди хоть и городские, но повели себя чисто по-деревенски. Выскочек на селе всегда недолюбливали.
- Они не то что финансами, но и руками не стали помогать, - жалуется Гурковский. - Могли бы хоть лопатами помахать. А так лишь со стороны наблюдали, когда я сам что-нибудь сотворю.
Но отступать Гурковский не привык. Где выпросил у знакомых, где купил на свои деньги пару тракторов, экскаватор и скрепер (устройство, которое помогает делать дорожные кюветы), а также токарные и фрезерные станки. Починил технику, сам из подручных железяк сваял недостающие детали и кинулся на борьбу с бездорожьем. Чтобы найти деньги на стройку, он даже продал почти всю свою отару овец. Честно говоря, на его месте я бы лучше дом достроил. Но у Олега другие приоритеты.
Для строительства дороги он решил использовать самый удобный и дешевый способ - делать кюветы с двух сторон, а с помощью полученного таким образом песка (его в Тверской области навалом) насыпать основное полотно дороги. В этом случае дорога всегда будет сухой - вода через песок будет уходить в кюветы. В итоге почти 2 км дороги обошлись ему примерно в 100 тысяч рублей! Правда, не считая той зарплаты, которую он мог бы платить себе, но не платил. Теперь некоторые из соседей ездят на свои дачи на новых иномарках. Но давать деньги за дорогу упорно не хотят.
- А за что я ему буду платить? - ругается один из соседей. - У меня из-за его кюветов теперь яма перед домом, машину не поставить.
- Так без его дороги вы вообще бы сюда на машине не доехали! - недоумеваю я.
- Я его не просил дорогу делать, - только и был ответ.
В общем, ситуация стандартная. Делом занимаются единицы, а остальным лишь дай покритиковать. Но плюсы все же налицо.
- Конечно, пришлось мостки самому делать, чтобы к дому подходить, - говорит другой сосед, Борис Николаевич, хозяин добротного деревянного дома на окраине деревни. - Но зато теперь сухо. Раньше после дождя одни лужи были и грязь по уши.
ПАТЕНТ ДЛЯ ТЫСЯЧ ДЕРЕВЕНЬ
Некоторые из жителей восприняли предложение Гурковского скинуться деньгами на дорогу не иначе как ультиматум. И стали жаловаться в местную администрацию. А хотел Олег простого: сделать дорогу кооперативной. То есть пользоваться ею могли бы те, кто скидывался на ее строительство и содержание (дорогу надо хотя бы пару раз в год подравнивать). А все остальные ездили бы по полю, как и раньше. В общем, нормальный экономический подход. Чиновники лишь подлили масла в огонь. Жителям Зеленцина объяснили: мол, дорогу Гурковский построил, но запретить вам ею пользоваться не может. И как после такого что-либо делать в этой стране?!
- У нас тысячи деревень находятся в таком положении, - говорит фермер. - Полстраны ездит по бездорожью. И к ним никогда не подведут асфальтовые дороги, потому что это слишком затратно. А я могу предложить дешевый способ строительства грунтовок, который на порядок сокращает расходы.
Гурковский даже планирует усовершенствовать свою технологию и запатентовать, чтобы потом тиражировать технологию по всей России. Но чиновники его энтузиазм не разделили. В течение года фермер обивал пороги кабинетов начальников области, но везде его футболили. То же самое сделали и со мной. В департаменте развития села областной администрации мне сказали, что такого запроса не помнят да и почти два года как сельскими дорогами не занимаются. А в администрации Конаковского района сказали, что проводят лишь ремонт грунтовок, но не их строительство.
- Кому вообще в этой стране что-либо надо?! - восклицает Гурковский, остервенело кусая булочку и запивая ее колой.
Тем не менее ни переезжать в другое место, ни уезжать за рубеж Гурковский не хочет.
- Если честно: был бы моложе, свалил бы не задумываясь, - говорит Гурковский, которому скоро исполнится 70. - Но точку невозврата я уже, к сожалению, прошел. И устал противостоять. Особенно сейчас, когда денег нет (все запасы ушли на «дорожный проект». - Прим. ред.).
- А почему в Москву не вернетесь? Нельзя же круглый год жить в хлеву?!
- Я, наверное, генетически не городской человек, - грустно произносит Гурковский и отвечает почти притчей: - Мой сосед на старости лет решил продать лошадь. Мол, тяжело ему стало за ней ухаживать. Я ему: «Не продавай ни в коем случае. Лошадь - это единственное, что тебя за жизнь держит». Не послушал меня - продал, стал к детям в город проситься. Те приехали, забрали, а он как на 3-й этаж поднялся, так там же и помер. Так что никуда я не хочу. Я здесь при деле, при хозяйстве. Без меня все развалится, на металлолом растащат все мои станки и машины. Так что я еще пошебучусь-потормошусь, дорог по всей России понастрою.
Евгений БЕЛЯКОВ
|