Ольга АРОСЕВА, актриса: КТО ЗАДОРЕН И СВОБОДЕН, ТОТ ВСЕГДА МОЛОД
Свой юбилей отмечает актриса Театра Сатиры Ольга Аросева, знаменитая пани Моника из "Кабачка "13 стульев" и одна из самых любимых характерных актрис нашего театра и кино.
В том, что именно польская кокетка на возрасте пани Моника, самостоятельная, своенравная, знающая себе цену, отчаянно не желающая стареть и по-детски обаятельная, оказалась театральным, телевизионным и эстрадным alter ego Аросевой, нет ничего удивительного. Уж очень много сходного было у актрисы и ее героини, а мать Аросевой - Ольга Вячеславовна Гоппен, к слову сказать, и вовсе была родом из польских дворян. Пани Моника стала не просто ролью, она стала и главным театральным сочинением Аросевой, причем во многом автобиографическим сочинением.
Она родилась в Москве, но зачата была во Франции, а первые шаги сделала по земле Швеции. Дочь известного большевика, одного из руководителей московского восстания 1917 года и крупного советского дипломата Александра Яковлевича Аросева, она с первых лет жизни познала дух европейской свободы - Париж, Стокгольм, Прага. В 1933 году отец вернулся, чтобы в конце концов обрести пристанище в знаменитом Доме на набережной, золотой клетке политической элиты страны, из которой путь был, как правило, один - в сталинские тюрьмы и лагеря. Александра Аросева этот путь не миновал. В 1937 году он был арестован, в 1938-м - расстрелян. И ближайший его друг Вячеслав Молотов, с которым они сидели за одной партой в казанском реальном училище и вместе организовывали ячейку РСДРП, пальцем о палец не ударил, чтобы помочь человеку, с которым они дружили семьями.
Но дух оставшейся в прошлом свободной жизни уже пропитал все существо Аросевой и так и не выветрился. Он то и дело давал о себе знать - в ее сценических образах, в самих ее поступках. Эксцентричная, увлекающаяся, даже несколько авантюрная, она никогда не отличалась прилежанием в учебе. Школу окончила экстерном, театральное училище не окончила вовсе. Бросила его в 1940-х годах, рванув в Ленинград за легендарным Театром комедии и его руководителем Николаем Акимовым. Причем совершила подлог, предъявив в отделе кадров диплом своей сестры. Когда Акимова в 1949-м отстранили от руководства театра, обвинив в космополитизме, Аросева была одной из немногих, кто не отрекся от него. Она слишком рано познала, что такое предательство, и сама его не совершила.
Она всегда была актрисой узкого диапазона, но в этом диапазоне чувствовала себя как рыба в воде. Пани Моника, в сущности, стала квинтэссенцией всех прочих ее ролей - Марселины в "Женитьбе Фигаро", фрекен Розенблюм в "Пеппи Длинныйчулок", Шарлотты в "Вишневом саде", Памелы Кронки в "Как пришить старушку". Роли эти она играла и до и после легендарного "Кабачка "13 стульев", просуществовавшего пятнадцать лет (случай едва ли не уникальный в истории ТВ) и спасавшего ее в годы невостребованности - Аросева поссорилась с Плучеком, и он долгое время не давал ей в Театре Сатиры новых ролей. Зрители любили ее легкий комедийный дар. Но именно пани Моника в сознании огромной армии ее почитателей стала чем-то неотторжимым от фамилии Аросева.
Был в этом образе помимо прочего какой-то привкус ностальгии. Что-то юное и одновременно старомодное. Что-то совершенно непривычное для Советского Союза, где женщина за сорок уже переставала быть женщиной и становилась в лучшем случае лишь матерью и бабушкой, в худшем - старой девой. Еще в годы детства и отрочества Аросева встречала в Праге, Париже, Стокгольме элегантных моложавых старух, свободных, раскованных и не устающих радоваться жизни. И они сильно впечатлили ее. Кажется, что всю свою жизнь в искусстве она пытается доказать, что старость - это не возраст, а состояние души. Тот, кто задорен, не зашорен и свободен, тот всегда молод.
Марина Давыдова
|