Нина РУСЛАНОВА, актриса: МНЕ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СКУЧНО С САМОЙ СОБОЙ
Славу ей предсказывали еще в годы скитаний по детским домам Харьковской области. Девочка пела с такой радостью, что воспитатели дали ей фамилию в честь легендарной советской певицы Лидии Руслановой. Отчество для подкидышей было традиционным - Ивановна. С Ниной Руслановой встретилась наш корреспондент.
- Вы подсчитывали, сколько ролей сыграли? Я пробовала, но на 144-м названии сбилась.
- Все роли трудно и упомнить. Сейчас сложно получить полноценную роль, продюсеры считают, что зрителю нравятся только молодые лица. Но и маленькую роль можно сделать интересной. В фильме Владимира Тумаева "Китайская бабушка" я сыграла большую роль, а моими партнерами были Ирина Муравьева, Александр Михайлов, Владимир Толоконников - актеры старшего поколения. С нетерпением жду премьеры фильма Андрея Смирнова "Жила-была одна баба"... Трудно посчитать количество ролей еще и потому, что я стараюсь не отказывать начинающим режиссерам или студентам. Мне интересно сотрудничать с молодыми. Порой я даже снималась у них бесплатно.
- Не легкомысленно ли вы относитесь к собственному благополучию?
- Я долго не понимала, сколько должен стоить актерский труд. У меня, например, сохранился договор по телефильму "Тени исчезают в полдень". Я сыграла Марью Воронову, первую председательницу колхоза, убитую бандитами. Роль, как теперь говорят, культовая - популярность телесериала была сумасшедшей. А за работу я получила 300 рублей. Так что нельзя сказать, что советское кино позволяло артистам стать богатыми.
- Зато были слава и всенародное признание.
- В 1970-е, во времена всеобщего дефицита, мои Марья да Катя-Аэропорт (роль из фильма "Цыган". - "Известия") даже помогали мне что-то приобрести из-под мясного или обувного прилавка. Или народ без очереди пропускал. Это я помню и ценю. А впервые большую сумму я получила в 1990 году после съемок в фильме Никиты Михалкова "Автостоп". Мало того что работать с режиссером, настолько любящим актеров, понимающим их природу, уже подарок судьбы, так еще и деньги достойные. Никогда не забуду, как смотрела на них и чуть не плакала: "О боже, что мне теперь с ними делать?"
- То, что вы лауреат трех государственных премий - России, Украины и Белоруссии, - как-то отразилось на вашей жизни?
- Никак. Моя пенсия - 7000 рублей. Летом я перенесла операцию на сердце, затем получила инвалидность, и мои доходы увеличились на 800 рублей. Поэтому как только здоровье позволяет, стараюсь работать, сниматься.
- Вы читаете в интернете, что про вас народ пишет?
- У меня нет интернета...
- Тогда я процитирую: "вы очень сексуальная, но главное даже не это, а ваша русская душа", "для меня Нина Русланова - и мама, и подруга, и человек, которому я бы доверила все секреты".
- Очень приятно. Девушка, которая написала про секреты, права. Я никогда не предам. Как меня ни пытают журналисты о театральном закулисье или про моих партнеров на сцене и на съемочной площадке, я ничего лишнего не рассказываю. Во мне пропадает все, чего нельзя говорить. Это у меня с детдомовских времен. Там ябед и болтунов презирали и били. Как-то я дала слабину и что-то рассказала про себя своему коллеге Стасу Садальскому. Мы дружили, и мне казалось, что ему можно доверять. Но он мою тайну не удержал и распространил везде, где только мог. Мне было очень больно.
- Алла Демидова в одном из интервью сказала, что ваш характер сильнее, нежели ее. В чем ваша сила?
- Наверное, людям виднее. Я сама не ощущаю своей силы. В жизни я попадала в разные ситуации, и приходилось проявлять волю, доказывать. Например, на первом курсе у меня был сильный южнорусский акцент - я ведь из Харькова, поступила учиться в Театральное училище имени Щукина. И я по ночам занималась речью в общежитских душевых - там от кафельных стен отзвук возникал. За год таких тренировок выучилась говорить правильно, чем сильно удивила педагогов.
- Как вы постигали московскую жизнь?
- Мне очень помогли мой педагог Вера Константиновна Львова, ее муж Леонид Моисеевич, их дочь Валя и зять Марик. Я жила у них в семье, и для меня их уклад жизни стал открытием. Училась не только одеваться. Помню, резала хлеб большими, сытными кусками, по-детдомовски. Вера Константиновна подсказывала очень тактично: "А для меня можно потоньше?" Так же тактично Леонид Моисеевич обращал мое внимание на книги, журналы: "Ниночка, мне кажется, это вас заинтересует..." Мало того, когда я выходила замуж, они мне устроили свадьбу! У меня все было как у людей - в доме накрыт большой стол, за которым сидели наши друзья и большая семья Веры Константиновны, ставшая моей семьей.
- Для вас дом - нечто особенное?
- Я выросла в детских домах, долго жила в общежитиях. Квартиру получила, уже служа в Театре имени Вахтангова. Рождение доченьки и обустройство собственного жилья - счастливейшие моменты моей жизни. Поэтому я очень люблю свой дом. В нем я могу закрыться от мира, читать или просто отдыхать. И у меня нет ощущения, что раз я одна, то мне одиноко. В моем доме мне никогда не бывает скучно с самой собой.
- Что вас огорчает в жизни?
- Я живу в районе Старого Арбата. Помню его со времен учебы в Театральном училище имени Щукина, с 1960 годов. Сегодня я уже остыла, а раньше очень переживала, видя, как меняет Москву "точечная застройка". Снос каждого старого здания воспринимала, словно лично от меня что-то отрезают. Ситуация безысходная, уже ничего не вернуть.
- Ваша героиня в фильме Киры Муратовой "Познавая белый свет" говорит: "Счастья не дают на заводах, и, если оно пришло к вам, - его надо беречь". Вы нашли свою формулу счастья?
- Сегодня это общение с внуком, выход на съемочную площадку и возможность побыть одной. Вот три составляющие моего счастья.
Вита Рамм
|