ТЕРПИМОСТЬ ИЛИ ШОВИНИЗМ?
Первые итоги апробации учебного курса по основам религии оказались полярными. Проект стартовал 1 апреля 2010 года в 19 регионах. Школьникам 4-5-х классов предложили шесть предметов: основы наиболее распространенных в стране религий (православие, ислам, иудаизм, буддизм), история мировых религий и основы светской этики. Выбрать нужно было один. Большинство учеников замыкается на своей конфессии. Это противоречит главной идее курса - научить детей жить в гармонии с представителями других вероисповеданий. О разнообразии в религиозном образовании мы спросили известных отцов из разных конфессий.
Ренат Ибрагимов, певец: Даже в детсадах надо давать знания о Боге
- Религию нужно начинать изучать как можно раньше. Думаю, даже в детских садах надо давать детям знания о Боге, рассказывать о том, как надо себя вести. Пусть это будет не назидательно, а интересно. Может быть, в игровой форме. Уверен, современные специалисты смогут разработать интересные и неглупые уроки. Дети совершенно не обязаны выходить из детсада специалистами по религиоведению, но хорошие педагоги смогут разбудить у них интерес к предмету и уважение к верующим. Они будут восполнять свои знания, когда станут постарше.
Безусловно, воспитанием должны заниматься в первую очередь родители, но и они не всегда все знают. Или если, например, родители - атеисты, то пусть ребенок хоть в детском саду получит необходимые знания о предмете. В некоторых мусульманских семьях много рассказывают про ислам, а других вероисповеданий будто и вовсе нет. Я пытаюсь своим детям рассказать про религию все, что знаю сам.
То, что основы религий и светской этики должны преподаваться в школах, у меня сомнений нет. Но в этом начинании есть проблема. Предлагается выбрать одну религию и плотно ее изучать. Конечно, своя рубашка к телу ближе, и большинство выбирают собственную веру. Это еще больше отчуждает друг от друга и без того разрозненные народы России. Думаю, в школьном общем для всех курсе должно быть четыре больших блока, посвященных самым распространенным конфессиям: православие, ислам, буддизм, католицизм. Светская этика - тоже важно. Знания не бывают лишними. Представьте, как это объединит людей! Школьники будут знать, на чем основано мировоззрение друг друга. Следовательно, национальные и религиозные конфликты сойдут на нет. Конечно, при наличии хорошего преподавателя, что на сегодня тоже большая проблема.
Алексей Венедиктов, главный редактор "Эха Москвы": Люди должны понимать тех, с кем живут бок о бок
- В официальном отчете по эксперименту мы видим, например, что в Чечне 99% учеников выбрали основы ислама. И в других регионах встречаются вполне однозначные тенденции. Получается, что 10-11-летние дети выбирают предмет про себя, любимых. И потом смеются над одноклассниками, не понимая их обычаев. У меня 10-летний сын, у него в классе учатся представители разных народов, и мне приходится ему объяснять, почему его ровесник не ест свинину, а по пятницам расстилает коврик и молится.
Хотя есть регионы, где дети и их умные родители выбрали основы всех религий и светской этики. И это наилучший вариант, потому что люди должны представлять, с кем они живут бок о бок, а не замыкаться на собственных традициях.
Я, как школьный учитель, делал бы так: допустим, урок посвящен Пасхе. Надо сказать ученикам: ты, Иван, ты, Магомет, и ты, Исаак, подготовите доклады. Тогда вырастет поколение, которое наконец поймет, почему у одних можно стрелять в воздух и свистеть вслед девушкам, а другие считают это оскорблением. У нас же не знают самых базовых вещей. Я, например, недавно спросил в Госдуме на заседании комитета молодежной политики, что такое "правило трех костей" в исламе? И мне никто не ответил. А ведь это просто: надо закрывать одеждой запястья, лодыжки и ключицы. В профильном комитете этого не знают - что тогда взять со школьников?
Иван Охлобыстин, режиссер: Другие или чужие?
- В регионах, где везде церкви стоят, естественно выбрать православие: это способствует систематизации человека внутри церкви и семьи. В местах, где живут представители разных народностей и конфессий, логично изучать несколько религий параллельно. А в больших городах - хотя бы этику. Мое главное опасение: это превратится в нудное заставлялово, педагоги не станут повышать квалификацию, а учебники будут написаны плохо. Церковь тоже не может предоставить достойных преподавателей в необходимом количестве.
Толерантность и интеллигентность нельзя внедрить повсеместно с помощью учебного курса, как нельзя объявить: "С сего числа по указу президента вы аристократ и умеете пользоваться фруктовым ножом".
Что касается разногласий между коренным населением и приезжими вроде тех, что привели к недавней акции на Манежной площади, конфликт тут не в религии, а в некорректном поведении "гостей", с одной стороны, и ошибках русского населения, с другой. Надо решать этот вопрос публично, провести широкий референдум, чтобы все осознали серьезность проблемы и могли по ней высказаться. Иначе подспудное недовольство будет расти и затронет уже не молодежь, а более зрелые слои населения. И тогда настанет время русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Так что в данной общественной ситуации обсуждение вопросов систематизации религиозного обучения приведет скорее к отрицательному результату. Потому что оно говорит не о том, что рядом есть другие, а о том, что рядом есть чужие.
Дарья Варламова, Полина Потапова
|