ЖИЗНЬ С НУЛЯ
Виолончелист Александр Князев сегодня входит в десятку самых востребованных классических музыкантов Европы. По статистике Московской филармонии, Князев один из немногих, кто способен собрать аншлаги.
Наш корреспондент побеседовал с ним.
- После автомобильной аварии в ЮАР кто возвращал к жизни вас?
- Та была страшная авария - в ней погибла моя жена, пианистка Екатерина Воскресенская. Я сам пострадал мало и физически восстановился очень быстро, а морально… Я потерял интерес вообще ко всему, не только к музыке. Тот год прошёл как чёрная дыра. Случись такое сейчас, мне бы, наверное, уже не выбраться. Но мне тогда было 33 года… В один из дней я посмотрел на себя в зеркало - и испугался. До аварии я следил за собой, а тут увидел на лице результаты прожитого года - там ведь много всего было плохого, в том числе и алкоголя. Я понимал, что с каждым днём скатываюсь всё глубже. И сказал себе: выбирай - либо снова начать жить, либо махнуть на себя рукой.
Я выбрал первый вариант - попробовать ещё разок начать всё сначала. И выбрался. А помогла мне в этом музыка. Я тогда увлёкся Бахом. А его музыка действительно лечит. И через несколько лет я восстановился.
- Вы стали самым молодым лауреатом Конкурса им. Чайковского. В 17 лет легче переносить свалившуюся на тебя славу?
- Вы представляете, что это такое - в юности, на старте, выпасть из жизни на пять лет?! У меня было заболевание, связанное с мышцами. Абсолютный приговор! 9 из 10 невропатологов, к которым я обратился за помощью, были категоричны: какая сцена! Какая виолончель! Дай бог в инвалидном кресле всю жизнь не провести. И только один сказал: «Я тебя вылечу». Я до сих пор благодарен ему.
Пока я лечился, меня коллеги-музыканты со счетов списали, крест поставили и землю вокруг «могилки» утрамбовали. И передо мной встал выбор, что дальше делать в жизни: оставаться в музыке или пробовать что-то другое (я тогда очень сильно интересовался медициной)? Решил остаться в музыке. Восстановился. И очутился в вакууме - ни одного концерта! Единственный способ вновь заявить о себе - ещё раз выиграть Конкурс им. Чайковского. Что и произошло в 1990 году. Я тогда получил уже вторую премию. И это дало мне возможность двигаться дальше.
- А за те пять лет вам как удалось не сломаться?
- Я воспользовался моментом и выучился играть на органе. Так что теперь у меня две профессии - виолончелист и органист. Но мне всё-таки удалось победить Судьбу - вновь пошли и концерты, и зарубежные приглашения. Меня взяли в очень крупное французское агентство - в нём состоят Вадим Репин, Евгений Кисин, Борис Березовский. Уровень высочайший.
- Кисин, Мацуев, Репин, Князев. Список исполнителей - пианистов, скрипачей, виолончелистов - можно продолжать. За счёт чего в стране, где классическая музыка, мягко говоря, в загоне, рождаются такие бриллианты?
- Россия - страна с непонятной, дикой, безумной судьбой. И я не всегда в восторге от того, что в моей стране происходит. Но вы взгляните на тот же ХIХ век - какой расцвет произошёл и в литературе, и в музыке, и в живописи! Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Достоевский, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов... В ХХ веке - ещё одна плеяда талантов. А в Швеции, которая не воевала, по-моему, последние несколько веков, кроме гениального режиссёра Бергмана и писателя Стриндберга и вспомнить больше некого. А ведь это одна из самых благополучных стран, где уже в 60-е годы был построен социализм с человеческим лицом. Так что, может быть, именно благодаря нашей тяжелейшей истории, лишениям, преградам, которые необходимо было преодолевать, эти бриллианты появлялись. В России удивительным образом сочетается несочетаемое. А когда плюс с минусом находятся в такой близи, между ними неизбежно проскакивает искра. И этот разряд в России всё время выходил в творчество. Несмотря на то что бизнес сегодня вышел на первый план, верю, что творческое начало в стране не заглохнет никогда.
Юлия Шигарева
|