"МЕНЯ СПАСЛИ МЫСЛИ О ВНУКЕ!"
За пятнадцать часов ледяного плена вся его жизнь пролетела перед глазами как одна яркая картинка.
Слесарь Александр Подкопаев выжил в страшной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, пробыв в ледяной воде до прихода спасателей 15 часов.
Весть о том, что почти спустя сутки из затопленного бункера под машинным залом наверх подняли живого человека, разнеслась по поселку энергетиков Черемушки за мгновение.
Это было настоящее чудо – никто сразу не мог поверить, что он уцелел в этой мясорубке, унесшей 75 человек, устоял перед страшной стеной воды, разворотившей тысячетонные агрегаты ГЭС, а потом 15 часов провисел, уцепившись за светильники, в ледяной воде, подняв голову, чтобы дышать в десятисантиметровой воздушной подушке…
- Меня спасли мысли о внуке! – сорванным от долгих криков голосом говорит Александр Подкопаев. – Дочка Света ждет ребенка, а я очень хочу мальчика, внука. И когда я в воде висел, будущий внучок мне привиделся и сказал: «Деда, живи!» Тогда я понял: «Буду жить!»
БОЛЬ
Сын Александр работает там же, где его отец. В тот страшный понедельник их бригада укладывала бетон на самом верху – на гребне плотины Саяно-Шушенской ГЭС.
- Я смотрю вниз и вижу, что машзал как будто колыхнулся, а в следующую секунду половины зала уже не было, его снесла вода, - говорит Саша. - Я окаменел на месте: «У меня ж батя там!» Мужики меня утащили оттуда, я бросился звонить маме, чтобы они собирали документы и бежали в горы, на дачу.
С того самого момента Черемушки, в которых все связаны с работой на Саяно-Шушенской ГЭС, погрузились в боль и ожидание.
- В восемь часов вечера дома раздался звонок - звонили из милиции: «Принесите фотографию отца и паспорт для опознания». Нам сказали написать заявление о пропавшем без вести… Мама все время плакала. А поздно ночью раздался звонок: «Нашли! Живой!»
- Еще бы час-полтора, и меня живым бы уже не достали, - спокойно говорит Александр Подкопаев-старший. - Я уже замерзал.
…Тот день начался обычно – Александр поднялся на 320 уровень, находившийся как раз в машинном зале, за фонариком и инструментами.
- Вдруг раздался хлопок - и все. Пошла вода. Больше ничего не слышал и не видел. Вода поднялась за секунды. Я остался в темноте, фонарик выронил. Уцепился за светильники и так повис. У меня вся жизнь перед глазами проносилась – и не хотел ничего вспоминать, а картинки сами перед глазами вставали: жена, сын, дочки, радости, горести, свадьба, работа, армия. Вся жизнь…
- Вспомнил, что есть зажигалка с подсветкой. Так и освещал себе пространство. Ее хватило часа на полтора. Подумал, что надо бы снять одежду тяжелую, ботинки, робу, а потом понял, что замерзну сразу – хоть и мокрая, но она тепло в воде +4 градуса дает. Ничего так и не стал снимать. А пуговицы с робы все сами послетали – вода смыла.
- Но то время, пока я висел в темноте, когда никто не знал, что я там, быстро пролетело. А потом раз – в щель мигнул свет, спасатели в нее фонариками посветили и кричат «Есть кто живой?» Я что есть силы закричал: «Есть!» Ну, думаю, слава Богу, нашли. Я сказал им, что меня Санькой зовут. Они кричат: «Санек! Держись! Держись!» Начали долбить стену, а эхо со всех сторон. Непонятно, куда бьют. И вот то время, пока искали, как меня достать, тянулось очень долго. Я уже прощаться с жизнью думал. И вдруг первый кирпич из стены выпал – тогда я понял, что выжил. И слезы – сами, сами текут по щекам…
- Как меня выводили, помню смутно. Врезалось в память только лицо первого человека, который ко мне туда проник. Парень невысокий, шустрый такой, азиат. Еще помню, как по коридору иду, а тот эмчээсник кричит: «Сам идет – пусть сам и идет! Не вздумайте нести его! Иначе кранты мужику!» Говорят, он шибко шустрый – во все щели первый лез. Как узнавал, что в завалах есть живой человек, первый проникал, он меня и спас. Первым делом, как смогу, сразу к нему поеду. Ребята сказали, что его Олегом зовут. Хочу его увидеть, обнять, будет мне крестным отцом.
Казалось, после такого испытания - впереди явная инвалидность. Но мало того что Александр вышел из преисподней живым, здоровье только лучше стало!
- Я все прошел – рентген, УЗИ. И что интересно, не поверите, лет пять назад УЗИ делал: был песок в почках. Сейчас, после аварии, посмотрели – все чисто. Все вылетело. Даже есть заключение врачей. Вот только голос садится. А диагноз только переохлаждение. Сейчас я на больничном, амбулаторно прохожу обследование. Мужики на работе сказали: «Не торопись, отдыхай». Друзей сегодня похоронили – почти вся бригада там осталась. Из девяти человек семерых опознали, один - пропавший без вести, спасся только я.
ЖИЗНЬ
Главная мечта Александра – чтобы дочь родила ему внука.
- Внука хочу. У меня уже две внучки. В гараж буду с собой водить – а куда он денется? Этот маленький меня спас. И Бог услышал, как я просил его: «Помоги, Господи! Ну помоги! Боже, Боже!»
Был момент, когда я думал сам выйти: еще на полметра опустится вода, я нырну в дверной проем и выйду. А тут вода еще больше прибыла, на два метра поднялась и стала. Да, думаю, приплыл. Пришлось висеть.
Сейчас все отходит потихоньку, а первые трое суток я вообще не мог спать. А сейчас все сны: трупы, вода, руки, ноги…
|