Станислав БЕЛКОВСКИЙ, политолог: РОССИЮ СПАСЕТ ЧК
По мере того как наша страна подступается к модернизации, необходимой и неизбежной, опять оживились разговоры о борьбе с коррупцией. И уже почти не осталось в России мудреца, который не предложил бы свой рецепт искоренения этого зла. Некоторые политики договорились даже до того, что коррупцию надо приравнять к измене Родине. И, соответственно, приговаривать коррупционеров к расстрелу. С последующей заменой на пожизненное заключение, так как смертная казнь в нашем цивилизованном европейском государстве не практикуется (по крайней мере официально).
Но если перейти от популистских спекуляций к реальному трезвому анализу, важно признать: коррупция в России — это благо, а не зло. И никакая модернизация по-русски без коррупции на самом-то деле невозможна. Не верите? Давайте обсудим.
Всякий россиянин — от могущественного олигарха до простого сантехника — с детства знает: коррупция — единственный способ заставить представителей власти делать что-то полезное. Если есть должностное лицо (чиновник, судья, депутат и т.д.), с которым можно договориться за взятку, — дело пойдет. Если такого должностного лица нет — процесс никогда не сдвинется с мертвой точки. Будь то приватизация комнаты в коммуналке, попытка устроить ребенка в детсад или прокладка стратегической нефтяной трубы к Ледовитому океану.
Дальше. Каждый из нас по собственному опыту знает, чем отличается берущее должностное лицо от неберущего. Первое, как правило, — приветливое, не лишенное обаяния и чувства юмора, пахнет нормальной туалетной водой из приличного магазина, готово прийти на помощь. Второе — злобное, замшелое, некоммуникабельное, засыпанное перхотью, покрытое чирьями и желающее от тебя как можно скорее избавиться, ничего не решив.
Больше того. Если сегодня на всех ветвях нашей власти еще можно найти настоящих профессионалов, то только и исключительно благодаря коррупции. Она — главный и единственный стимул работать на государство. Если взятку действительно приравняют к госизмене, кто ж тогда во власти останется? Недоучившиеся пэтэушники, которым некуда больше идти?
А какой бизнес возможен в нашей стране без коррупции? Любой предприниматель вам скажет, что важнейший двигатель бизнеса — кредит. А основное негласное условие любого кредита — это откат. Бессмысленно говорить о стимулировании деловой активности (особенно в сфере малого и среднего бизнеса) и одновременно бороться с коррупцией. Или первое, или второе, а третьего — не дано.
Сегодня лучшие умы России спорят о том, какой должна быть наша, национальная, модель модернизации. А ведь ответ лежит на поверхности. Основой такой модели, нашим главным национальным ноу-хау должна стать легализация коррупции.
Надо официально ввести понятия взятки и отката как форм оплаты услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам. Карать же следует не за коррупцию, а за недобросовестную (нечестную) коррупцию — когда должностное лицо берет, а потом не делает обещанного. Или заведомо вводит клиента в заблуждение, предлагая решить вопрос, находящийся за пределами его компетенции (полномочий). При этом честная коррупция (сокращенно — ЧК), когда берут и делают, может и должна стать локомотивом развития России в XXI веке, качественного изменения структуры ее экономики. Чтобы наш народ как можно быстрее свыкся с мыслью о легализации коррупции, честных коррупционеров следует сокращенно именовать чекистами. Тогда ни у кого не будет сомнений в их праве брать и делать — во благо себя лично и всей страны. ЧК сама по себе создаст стимулы для инноваций и технологического перевооружения России. Например, уже в ближайшее время можно создать единый Интернет-портал ЧК (“Электронная коррупция”), где будут размещены данные обо всех легальных чекистах РФ, услугах, которые они могут реально оказать, и базовых тарифах взяток и откатов для различных отраслей экономики и жизни.
Эксперты считают, что рынок коррупционных услуг, оказываемых в России ежегодно, примерно равен федеральному бюджету страны, т.е. составляет около 11 трлн. руб. Легализация коррупции позволит взимать со взяток и откатов подоходный налог (по единой ставке 13%), что принесет стране дополнительно почти полтора триллиона рублей в год. Эта солидная сумма очень пригодится для решения многих социальных проблем, в частности проведения Олимпиады-2014 в Сочи (если, учитывая результаты Ванкувера, власти не решат, от греха подальше, от нее отказаться).
Честная коррупция может стать и нашей новой главной экспортной отраслью, потеснив доселе незаменимые нефть и газ. И надо сказать, что у нас в этом смысле уже кое-что получается.
Сколько лет мы не могли получить от Европы экологическое согласование на проект газопровода “Северный поток”! И вдруг в прошлом году буквально за несколько месяцев все получили. А почему? То-то же. И это — только начало. Наши западные партнеры, честно говоря, и сами хотели бы легализовать у себя коррупцию. Но им пока мешают изжившие себя демократические традиции и нездоровый дух протестантизма.
Потому в вопросах ЧК мы можем стать поводырем и маяком для всего цивилизованного мира. Не в этом ли, черт побери, и состоит главная цель российской модернизации?
Станислав Белковский
|