Александр ЛИВШИЦ, экономист: НУЖЕН СВОЙ ЛЕВИН
Лоббизм появился давно. Ровесник государства. Прилепился намертво. Не оторвешь. И не надо. Ведь за ним - реальные интересы, удовлетворить которые может только власть. Их представляют специально обученные люди. С широченным набором инструментов воздействия: от публикаций в СМИ до задушевных бесед о "цене вопроса".
Есть пример - США. Первый закон о лоббизме там приняли сразу после войны. Потом около 50 лет(!) улучшали. Наконец приняли в новой редакции. Законодательный акт родился в 1995 году. Отец - легендарный сенатор К. Левин. Позднее занимался стратегическими вопросами. И тоже был успешен. Отношение к нам выразил знаменитой фразой - "не надо русским тыкать палкой в глаз"... При голосовании в конгрессе 15 лет назад одержал победу с уникальным для Америки счетом 421:0.
Сейчас деятельность политических посредников полностью публична. Как-то: обязательная регистрация, два отчета в год (отдельные разделы - взносы в избирательные фонды политических партий и баланс доходов и расходов), предоставление перечня всех встреч и бесед с чиновниками и депутатами (в том числе по телефону и электронной почте). Нарушителям - разорительные штрафы, а то и тюрьма. И ведь реально сажают! Четыре года назад засудили одного из самых успешных вашингтонских лоббистов - Джека Абрамоффа. Обвинив его в мошенничестве, тайном сговоре и уклонении от уплаты налогов. Дали 5 лет и 10 месяцев... Услуги недешевы. Только доверительное знакомство с председателем парламентского комитета обойдется предпринимателю в 50 тыс. долларов. И тем не менее затраты на лоббизм имеют высокую эффективность. Американцы ее оценивают открыто. На первом месте - фармацевтический бизнес. Вложения окупились с лихвой. Рентабельность - порядка 85%.
Одна из самых могущественных контор - Ассоциация американских пенсионеров. Объединяет более 30 миллионов стариков и старушек. Уровень жизни коих постоянно растет. Хотят, чтобы так было и впредь. Люди активные. Ходят на выборы. Политики предпочитают с ними не связываться. Кандидат в президенты, обещающий поднять возраст выхода на пенсию, может смело сходить с дистанции. Проголосуют против обязательно. И никаких объяснений слушать не будут.
Только не надо идеализировать. Лоббизм - сосед коррупции. Иногда они встречаются. И в Америке тоже. Фирмы влияния переполнены бывшими чиновниками и депутатами. Используют старые связи. Была попытка их прервать. Суть поправки: запрет на такую деятельность в течение пяти лет после отставки. С треском провалилась. Даже Левин не помог... Там же может трудиться друг министра, зять конгрессмена или человек, играющий с ним в теннис. Потом пошла мода на жен. Чтобы те давили на мужей-чиновников, защищая чьи-то интересы. За отдельную плату, естественно. Из бюджета лоббистской компании. Ничего удивительного. Действует принцип: что не запрещено, то разрешено. Интересно, что происходит в случае отказа супруга. Своей второй, лоббистской половине. По утрам перестает давать кофе или что-то еще.
Теперь - о России. Лоббизм прибыл к нам не на поезде реформ. Гораздо раньше. Еще в советские времена. Был гигантских размеров. И отраслевой, и - особенно - территориальный. Надо признать: весьма эффективный. С точки зрения достижения поставленных целей. Пример - передача Крыма Украине. Ведь кто-то же постарался. Получив результат на уровне мирового рекорда. Везде делят бюджетные деньги. А в Советском Союзе переделили территорию... В конце концов совместными усилиями ослабили центр. После чего растащили великую страну. Уничтожили.
Первый российский законопроект по легализации лоббизма был составлен в 1992 году. Поступил в законодательный орган. С тех пор прошло 18 лет. Закона нет до сих пор. Что непонятно. Ведь политическое явление-то есть. Неизбежное. В целом полезное. Почему бы его не отрегулировать? Выглядим некрасиво. Продолжая держать в тени значительную часть государственного механизма. И создавая в мире впечатление, что в России можно делать что угодно и как угодно. Вывод: нужен свой Левин. Пусть не депутат. Зато умелый, бесстрашный профессионал. Дать ему необходимые полномочия. Пусть пашет. Проводя крайне нужный закон и обеспечивая его исполнение.
|