Есть улицы центральные, нелепые и странные…
«НИКОЛАЙ ОЗЕРОВ - САМА НАША ЖИЗНЬ»
Именно этими словами начиналось письмо москвича Владимира Супова, которое пришло недавно к нам в редакцию. «Зная напор и боевитость ваших сотрудников, прошу помочь мне сдвинуть с мертвой точки одно дело, - писал наш читатель. - Помогите присвоить одной из московских улиц имя этого человека!»
Здесь стоит пояснить. Николай Николаевич Озеров - известный советский теннисист, актер и спортивный комментатор, умерший в 1997 году. Оказывается, наш читатель Владимир Супов был с ним лично знаком и очень уважал этого человека. Потому и предложил назвать одну из улиц в столице в честь Озерова.
Обращением в редакцию Владимир не ограничился.
- Еще я написал мэру Юрию Лужкову, - рассказывает Владимир Супов. - Мне пришел официальный ответ, который меня не устроил.
Тогда Владимир еще усерднее заработал пальцами по клавиатуре. Письма в разные городские конторы и инстанции посыпались одно за другим. А Супов привлекал все новых сторонников. И вот под обращениями появились фамилии Иосифа Кобзона, Светланы Хоркиной, Владимира Жириновского, Владислава Третьяка, Светланы Журовой и Александра Коржакова... Все они также не прочь пройтись по московской улице имени Николая Озерова.
- Но от властей мне до сих пор приходят лишь сухие ответы о том, что все улицы в Москве уже названы. Поэтому имя Николая Озерова, да и то не факт, получит одна из улиц в строящемся микрорайоне...
От себя же добавим, что Николай Озеров - бесспорно, выдающийся и талантливый человек. Да и необязательно называть в честь него улицу лишь в новых районах. Ведь в существующих полно нелепых названий! Неужели нельзя их переименовать?
НАЗВАНА В ЧЕСТЬ НЕ ЗНАЮ КОГО
По переписи 2006 года в Москве 3573 улицы, переулка и проезда. У всех, само собой, есть имя. Улиц, названных в честь «сам не знаю кого», в столице десятки. К примеру, в районе станции метро «Динамо» преспокойно соседствуют аж три (!) улицы идеолога германского рабочего движения Августа Бебеля. Так и называются: 1-я улица Бебеля, 2-я и 3-я. Не многовато ли? А на Таганке уже 20 лет существует улица Гвоздева - это бывший директор платинового завода. Никому ничего не говорящее название...
Между тем в Москве нет ни одной улицы Пушкина, Чехова, Гоголя или, скажем, Булгакова. Хотя несколько лет назад депутаты Мосгордумы предлагали назвать некоторые улицы в честь известных людей и вернуть имена, которые ушли с карты в начале 90-х.
- Тогда из Москвы исчезла, к примеру, улица Лермонтова, а вот улица Демьяна Бедного существует и поныне, - рассказывает главный столичный архитектор Александр Кузьмин.
МНОГО ЧЕРТОПОЛОХА
Впрочем, по словам историков, названия проездов и аллей не должны превращать город в мемориальную доску.
- Все-таки главная задача имени - отражать историю и ориентировать человека на местности, - считает председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов Михаил Горбаневский.
Но взгляните на карту Москвы. Нетрудно заблудиться среди бесконечных Магистральных, Силикатных, Парковых, Чоботовских... Перечислять можно долго. Любой собьется со счета и уж точно не сориентируется.
Понятно, что кому-то название может нравиться, кому-то нет. Но есть и городской Закон № 40-70 «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы», принятый 8 октября 1997 года. Открываю документ: «Название должно быть благозвучным, удобным для произношения, кратким и легко запоминающимся».
К чему же такие длинные, часто сложно произносимые названия улиц? Тем более что многие имена попросту сбивают человека с толку.
- Да, чертополоха на карте Москвы немало, - согласен Михаил Горбаневский (кстати, один из авторов столичного Закона «О переименовании...»). - В прошлом году депутаты Мосгордумы попросили меня разработать поправки в закон, которые помогли бы избавиться от этих казусов. Я написал 100 страниц текста. До сих пор их никто не рассмотрел.
Словом, при желании улицы Москвы переименовать можно. Но такого желания у столичных властей почему-то не возникает.
Екатерина Лебедева
|