ВВЕДЕНИЕ В ХРАМ НАУКИ
Уже в этом году 4-е классы первых 19 регионов приступают к изучению предметов духовно-нравственного блока. Он состоит из шести модулей: общий курс истории мировых религий, светская этика и культура одной из традиционных конфессий (православие, ислам, иудаизм, буддизм). И по всем надо готовить учителей.
Учебный день будущего духовно-нравственника начинается с лекции. В зале одного из немногих учебных заведений, где их готовят, — Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, — собралось около 200 слушателей. Нынешний поток — в основном историки и обществознанцы, а прошлый, по словам преподавателей, главным образом состоял из словесников. Все они, прослушав курс из 72 часов, вернутся в свои регионы, чтобы преподавать не только школьникам “Основы духовно-нравственной культуры”, но и обучать других педагогов. Правда, для второго им необходимо получить сертификат тренера АПКиППРО — то есть не просто прослушать курс, но и прорешать кучу заданий и написать эссе.
Лекция доцента Андрея Иоффе начинается с рассказа-притчи о собаке, которая отказывалась глотать рыбий жир, пока хозяин пичкал ее насильно, но слизнувшей его, едва ее оставили в покое.
— Главное — овладеть не фактологией, а стратегией преподавания, — пытается донести до слушателей основную цель лекции Андрей Иоффе. — Надо помнить, что религия может не только объединять, но и разделять. Поэтому особый акцент надо делать на вопросах толерантности, уважения к культурным различиям и особенностям, подчеркивая не столько различия, сколько схожесть — например, рассказывая о религиозных праздниках, показать, что нечто похожее есть и в других религиях.
Одна из особенностей этого предмета — в том, что учитель ограничен в средствах преподавания.
— Нельзя ставить на обсуждение вопрос, был ли Аллах или кто такой Иисус Христос: бог или пророк. Все это может оскорбить чувства верующих, — объясняет доцент. — Есть ограничение и в игровом подходе. Нельзя, например, играть в “Страшный суд” или, скажем, во “Вхождение в нирвану”.
Педагогам объясняют, что преподавать основы нравственности менторским тоном тоже неправильно. Например, сказать: “Запишите, что такое доброта, выучите, а потом мне ответите мне”. А вот что нужно, так это “учитывать особенности четвероклассников. Они мыслят не так, как взрослые, — от обобщений к частностям, а наоборот. Поэтому новый материал должен начинаться не с определений (например толерантности), а с жизненных примеров. И только потом — термин”.
— Есть в преподавании “Основ религиозных культур и светской этики” и свои опасности, — поделился Андрей Иоффе. — Например, опасность вмешательства в частную жизнь учеников и их семей. Кроме того, есть риск морализаторства, давления или подталкивания к определенным действиям или риск пропаганды определенной культуры с навязыванием стереотипов и ярлыков.
— Всего мы переподготовим по этому направлению 1 тыс. учителей — 5 потоков по 200 человек, — рассказывает первый проректор Алексей Рытов. — Причем учим преподавателей всех шести модулей вместе, а не отдельно, как хотела церковь. Сейчас у нас уже третий поток — учителя из Тамбовской, Тверской, Костромской и Вологодской областей. А до этого были Северный Кавказ (Чечня, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия) и поток из Чувашии, Удмуртии, Пензы и Красноярского края.
По словам Рытова, подавляющее большинство — 90% — получили сертификаты тренера. То есть они передадут по цепочке полученные знания у себя дома еще как минимум 15 педагогам. А на деле у каждого “тренера” их будет по 25.
Марина Лемуткина
|