Алексей ДЕВОТЧЕНКО, актер: НАДО МНОГОЕ МЕНЯТЬ
Протестовать против того, что сейчас творится в России, выходить на митинги или нет - это личное дело каждого. Кто-то кричит: «Не могу молчать!», а кто-то спокойно отсиживается в углу. Хрестоматийная ситуация, в школе проходили, знаем, что в нашей истории такое уже случалось, и не раз. Актеры должны знать и понимать, что, выбрав эту профессию, они возложили на себя определенную миссию. Люди их слушают, доверяют им и, значит, могут объединиться вокруг них. Надо многое менять.
Сколько мы еще будем не замечать бедствующих пенсионеров, бомжей, нищих, разоренную экономику, развал науки, произвол чиновников? Многие отмахиваются – деньги не пахнут. А мне кажется, что деньги, заработанные в заказных проектах, пахнут нечистотами тюремных камер, смрадом неухоженных больниц, домов престарелых, омоновскими сапогами. На них оседает пыль от сноса исторических зданий, памятников архитектуры.
Движение «Живой город» против питерского губернатора. Меня убивает то, что происходит с моим родным Питером. Посмотрите на результаты градостроительной политики Матвиенко. Я уже забыл, когда я выходил на пустынную Дворцовую площадь и наслаждался классическим видом этого архитектурного творения. Там все время происходят какие-то ярмарки, гулянки, танцуют, поют залихватские песни, там то ларьки, то катки, то еще что-нибудь. Петербург теряет свой облик, разрушаются его памятники, на их месте появляются бизнес-центры. Петербург задумывался как горизонтальный город с длинными проспектами, набережными, он должен уходить за горизонт и там сливаться с небом. Как можно в этом городе построить Охта-центр?!
Я убежден, что чистого искусства нет. Творчество – это всегда трибуна для пропаганды идей. Все лучшие спектакли к чему-то призывают. Вспомните работы Мейерхольда, Таирова, Любимова, Додина. В них есть протест. Гоголь написал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». А можно и зла или замаскировать добро под зло. Сейчас театр – это единственное неподцензурное пространство в отличие от телевидения, кино.
Сцена, экран – это трибуны артистов. Многие режиссеры и артисты просят не мешать им заниматься чистым искусством. А такового на самом деле не бывает. Тех, кто не боится высказываться, можно пересчитать по пальцам одной руки: Шевчук, Борзыкин, Германы – Леша и Алексей Юрьевич, Олег Басилашвили – старая гвардия. Мое отношение к происходящему звучит в моноспектаклях. Театр должен будоражить мозги зрителя, чтобы он уходил не пустой.
В Питере я знаю только один театр, который заставляет зрителей шевелить мозгами – это театр Додина. Многое мы упустили, выросла другая публика, воспитанная уже при новой власти. Этот контингент ходит в театр за другим – за развлечением, отдыхом, комедией, узнаваемыми лицами, приятным времяпрепровождением.
Я все время думаю о том, почему большинство людей так легко прогибаются под власть? Почему русский человек между несвободой и свободой все равно быстрее выберет несвободу? Я думаю, что сегодня многое зависит от пропаганды, телевидение (особенно в регионах) зомбирует людей.
Людмила Привизенцева
|