НОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ВЗЯТОК
Мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому с 7 апреля 2010 года стоимость инструментального технического осмотра транспортных средств вырастет в столице примерно на треть. Эксперты не видят для этого никаких оснований. По их мнению, дефицитный городской бюджет опять хотят пополнить за счет автомобилистов. Дело в том, что максимальные размеры тарифов за техосмотр не установлены, и каждый регион может устанавливать свои расценки.
С завтрашнего дня стоимость техосмотра для легковых автомобилей увеличится на 32,7% – с 520 до 690 руб. Для грузовых машин с полной массой до 3,5 тонны плата вместо прежних 591 руб. составит 790 руб. (рост 33,8%), для автобусов с полной массой до 5 тонн – 910 руб. вместо 680 (рост 33,8%). За автобусы массой свыше 5 тонн надо будет платить 1,1 тыс. вместо прежних 824 руб. (увеличение на 33,5%). За инструментальный техосмотр грузового автомобиля с полной массой от 3,5 до 12 тонн придется выложить 1,06 тыс. (раньше – 797 руб., рост – 34%), а грузовика массой свыше 12 тонн – 1,14 тыс. руб. вместо 851 руб. (рост 34%).
Сейчас порядок и сроки прохождения неизбежной для каждого автовладельца процедуры регламентируются «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ». Размеры госпошлины федеральное законодательство позволяет устанавливать местным органам власти. В последний раз столичные власти повышали тарифы на техосмотр в 2005 году, а до этого в 2003-м.
«В каждом регионе устанавливаются свои расценки с учетом подготовки квалификации персонала, с учетом стоимости диагностического оборудования и других факторов, – рассказал президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Для водителя от этой процедуры пользы никакой, а с точки зрения набивания карманов чиновников это дело выгодное. Качество работ при новых расценках вряд ли улучшится, просто еще больше денег потечет в чей-то карман. Чиновникам нужно поправить свое финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса».
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин убежден: единые тарифы на техосмотр в масштабах страны при желании выработать возможно. «По крайней мере, должен быть установлен максимальный размер стоимости, и он должен устанавливаться правительством, а еще лучше – федеральным законом, – рассказал он «НИ». – Отсутствие этого дает основания региональным властям творить произвол, что, собственно, и происходит. Никаких реальных обоснований, кроме как пополнить за счет автомобилистов городской бюджет, я в решении московских властей не вижу. А приведет это, как всегда, к росту взяток».
Нельзя не обратить внимания и на то, что решение о весьма чувствительном повышении стоимости техосмотра принято городскими властями именно тогда, когда готовится пересмотр порядка всей процедуры. Сейчас полномочия по ее проведению находятся у ГИБДД МВД России. Между тем не так давно президент Дмитрий Медведев объявил, что в рамках реформы ведомства техосмотр должен быть передан специализированным техцентрам, у которых есть не менее 25 пунктов для его проведения. Эти техцентры должны объединиться в саморегулируемые организации. Мало того, соответствующий законопроект уже находится в Госдуме. По словам его разработчиков, цель документа – изменить сложившуюся в стране практику, когда талон техосмотра можно получить за взятку.
Есть в законопроекте и положение, которое придает нелюбимой автомобилистами процедуре здравый смысл. Сейчас сотрудникам государственных пунктов техосмотра, находящихся в ведении Госавтоинспекции, запрещено заниматься ремонтом автомобилей. Депутаты предлагают при передаче прав выдачи техталона специальным центрам снять это ограничение, совместив таким образом функции контроля технического состояния и ремонта автомобиля. В этом видится некая логика: если в машине найден какой-то дефект, то его нужно тут же устранить, и тогда уже авто будет считаться безопасным для эксплуатации. Предполагается, что эти центры будут самостоятельно определять стоимость выполнения работ, которая не должна превышать размер предельной максимальной платы за проведение обязательного техосмотра, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ.
Законопроектом также предусмотрена обязанность правительства РФ устанавливать методику определения максимального размера стоимости обязательного техосмотра. Лидер московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев считает, что саморегулируемые организации – это хорошая инициатива. «То, что эта функция перейдет от ГИБДД к частным лицам, абсолютно правильно, это мировая практика», – сказал он. Но все это – наше светлое завтра, а пока процедура по смыслу и качеству остается той же, только стоить будет на треть дороже.
Евгений Зубченко
|