ГОЛОС, КАК ИНСТРУМЕНТ, ЧТОБЫ ОЧИЩАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ
Для музыкантов, особенно вокалистов, американец Сэт Риггз – живая легенда. Широкой публике его имя, возможно, не так известно, но имена его учеников точно знают все. Мадонна, Майкл Джексон, Лайза Минелли, Стиви Уандер (здесь можно назвать еще не один десяток звездных фамилий) – все они в разное время ставили голос и учились петь у Сэта Риггза по его уникальной методике.
Несколько лет назад в числе учеников именитого американского педагога оказалась Виктория Белова. И теперь она является единственным официальным представителем системы Сэта Риггза на всем постсоветском пространстве и продолжает работать как певица, актриса и педагог. С ней побеседовала наш корреспондент.
- Виктория, расскажите, пожалуйста, как вы попали к Сэту Риггзу?
- По специальности я – актриса драматического театра и кино, закончила ВГИК. А педагогика для меня тогда была вроде хобби. Да и вокалом я целенаправленно не занималась. Но вот однажды в Гнесинку приехал Сэт Риггз, который хотел отобрать вокалиста для обучения у себя на студии в Голливуде. Поднялся такой ажиотаж! На отбор приехали ребята со всей России, одна девочка из Сибири всю неделю в Москву добиралась. Из Франции даже прилетели люди, зная, что здесь будет Сэт. И я подумала – почему бы и мне не попробовать?
Я решила продемонстрировать номер из мюзикла «Кабаре», который некогда исполняла Лайза Минелли. И вот Риггз выбрал меня одну из 100, даже больше было кандидатов. Меня сначала пригласили на две недели, но потом предложили остаться дальше.
Когда я поехала в Голливуд, задала себе вопрос, почему я туда еду. На самом деле, я молилась, чтобы быть каким-то мостиком между нашими народами, которые не очень дружны, чтобы они были ближе друг другу.
- В каком году вы уехали из России и сколько тогда вам было лет?
- В 2005-м. И лет мне было немало – 29. В то время я пришла к Богу, начала молиться, чтобы он послал мне хорошего учителя пения. Бог меня послал учиться вокалу, даже не смотря на то, что я уже тогда у вокалистов вела курс сценического движения и хореографии в Академии музыки имени Гнесиных. При этом я всегда мечтала профессионально петь. И моя мечта осуществилась после знакомства с Сэтом Риггзом – одним из самых авторитетных педагогов в мире музыки и пения. Несколько месяцев Сэт Риггз готовил меня одновременно и как певицу, и как педагога. Так что в свой следующий приезд в Америку я уже сама преподавала по методике Риггза. А также я пела сопрано в американских церквях.
- Вы сказали, это во многом благодаря тому, что пришли к Богу. Как это произошло?
- К Богу я пришла через боль потери в моей жизни близкого человека. Я осталась одна с сыном, испытывая душевную и физическую боль 24 часа в сутки. Никакие уговоры и слова близких мне людей не могли мне помочь. И когда со мной случилась эта ситуация, я поняла, что кроме Бога, мне никто не может помочь. Я стала молиться, чтобы Он дал мне силы жить. И поняла, что только Бог может помочь мне выжить в этой ситуации, и Он помог мне! Моя любимая песня «Ветер перемен». Когда прилетит ветер перемен, все будет хорошо, изменится старая жизнь и будет новая. Так и случилось.
- Если бы вам сказали об этом год или два до этого события, такая ситуация не укладывалась бы в голове?
- За пять лет до этого события мне очень захотелось учить английский. Мне, конечно, хотелось поехать в Голливуд, но это была запредельная мечта. Мне говорили, что нужно ехать в подростковом возрасте.
- А было 25?
- 29.
- Это вера в себя?
- Да.
- Сколько лет вы там прожили?
– Два года.
- Этого времени было достаточно, чтобы освоить эту технику?
- Абсолютно. Я продолжаю и сейчас осваивать. У меня идет сертификационно-экзаменационная программа. Риггз приезжал в прошлом году и мы с ним преподавали вместе в Москве. Он меня называет лучшим преподавателем техники, которая учит владеть голосом, петь легко, меняет за считанные дни позицию.
- Это какая-то определенная техника? Упражнения?
- Метод Риггза называется Speech Level Singing, или просто SLS. Его особенность зашифрована в названии, в переводе это означает «речевое пение». Когда мы говорим, голос не напрягается. И мы можем легко говорить и высоко, и низко. Вот и вокалист должен петь так же легко, как если бы он просто разговаривал. Система Риггза также учит правильно использовать все имеющиеся у человека природные резонаторы... Появляются летящие верхи.
Секреты своего мастерства американский педагог передал мне вместе с правом преподавать по его методу.
- Можно сказать, его техника идет вразрез традиционному обучению пения?
- Она настолько уникальная, что меняется понимание вообще вокала, когда ты за один день вникаешь в эту методику и потом начинаешь применять на практике и становится легко. Люди, которые не пели никогда в жизни, начинают петь. И еще девочка, проучившись четыре года в вокальном институте, учится заново у меня, и я сталкиваюсь с подобным сплошь и рядом.
- А если от природы не очень сильные данные, можно помочь?
- Да. Одна из моих учениц на сцене 20 лет, пела со скромными данными. Месяц работы, и она совершенно по-другому поет. Ей легко петь, у нее все звучит. От этого она испытывает приятные ощущения.
- То есть без надрыва?
- Абсолютно. Конечно, сложнее работать с теми, кто просто для себя хочет петь, не с профессионалами.
Зачастую мне приходится исправлять ошибки педагогов, даже медицинского характера, потому что там зажимы, пережимы, проблемы со связками. Мне просто лечить приходится. А певцу сложно и больно петь.
- То есть техника позволяет расширить диапазон?
- Да, летящие полеты легких, верха. Уметь пользоваться своим голосом, как инструментом, это необыкновенно. Голос, если он в открытой позиции, может полететь куда угодно, особенно если плохо себя чувствуешь. А с нашей техникой в любом случае будешь петь.
- В принципе я много раз слышала, если человек правильно и много поет, он оздаравливается. Хорошие певцы долго живут, если у них все правильно работает.
- Это звуковые вибрации должны правильно и комфортно звучать. Когда Риггз в первый раз приехал, он попал на один из ведущих мюзиклов, там ребятам кололи антибиотики, настолько у них были зажаты и передавлены связки. Риггз был в шоке, потому что в Америке никому не колют антибиотики. Если ты поешь только на груди, то ты будешь кричать. А эта техника все сглаживает, льется, переливается голос из одной в другую.
- Автор методики именно он?
- Да, Сэт Риггз. Дело в том, что эта техника явилась ответом на молитвы Сэта. Он молился о том, чтобы Бог дал ему такую технику, по средствам которой за самое короткое время человек может в корне изменить свой вокал, исправить существующие проблемы в вокале и зазвучать по-новому. Работа в Голливуде коренным образом повлияла на мою судьбу и на мой вокал. То, что Бог подарил мне в Голливуде, те навыки вокалистки и педагога по вокалу, которыми я сейчас владею, поменяли мою жизнь и меняют жизнь тех людей, которые слушают меня и приходят на мои уроки и мастер-классы.
Это очень быстрая методика на определенных позициях. Я иду дальше. Стала углубляться понятием звуковой вибрации, которая может как разрушать, так и созидать. Слово наше – отношение к этой жизни. Я молилась, чтобы Бог мой голос использовал, как инструмент, чтобы работать с сердцами и душами людей, чтобы очищать, поддерживать, укреплять, поднимать, вдохновлять.
- А ваши ученики как-то продвигаются?
- Одна девочка подписала договор в Майами, другая в Германии. А Наталья Пилютина выиграла Чемпионат Мира по Караоке в Финляндии. Впервые за всю историю побеждает участница из России. Свой вклад в этот потрясающий успех принесли мои уроки. Всего она взяла два урока, но получила огромную пользу от них для вокала. Многие моменты стали для нее намного яснее, стала свободней петь, убрала несколько зажимов в горле. И успех пришел.
- Что вы посоветуете для начинающих ребят?
- Вера – осуществление ожидаемого. Нужно все время учиться, чтобы добиться каких-то результатов, нельзя успокаиваться. Особенно это касается тех ребят, которые живут не в столице. Есть очень талантливые, а им говорят: «Ладно, куда тебе». Даже если скажут, что ты никто и звать тебя никак, куда ты лезешь, будут смеяться, унижать, обзывать, то все равно ты должен верить в себя, потому что Бог создал тебя, любит и верит в тебя. В вас есть все, и я, как инструмент, чтобы открыть некие клапаны, направить ваше все, чтобы вы почувствовали, взяли все в свои руки и пошли творить в этом мире. Я не Господь Бог, я не даю голос, но я его открываю и направляю. Тембр Бог закладывает, а опыт и душа открывается в тембре голоса.
- В России есть постоянные площадки, где вас можно послушать?
- Постоянных нет.
- Как личное ваше творчество проходит, кроме ученических?
- Меня часто приглашают в разные города. Последний Киев, где я была. У меня 12-летний сын, в которого я тоже много вкладываю. Он замечательно танцует, недавно на международном фестивале занял второе место.
Надо создавать школу нации. Мне предлагают и уговаривают, но я хочу, чтобы была верная команда. У меня предчувствие, будет новое поколение вокалистов этой техники. Не на все коммерчески надо смотреть, иногда нужно заниматься благотворительностью. Я готова на это, но нужны люди, тоже готовые жертвовать своим временем и жизнью. Нет возможности платить за уроки, надо послужить этому человеку. Если он приходит к нам, значит, Бог его послал зачем-то.
- Я надеюсь, дело времени это школа.
- Думаю, да. А сейчас я помогаю тем, кому нужна моя помощь. Мальчик, который в принципе должен был умереть, пришел к Богу. Он 12 лет был наркоманом и уже умирал практически. Он сейчас поет в церкви. Я занимаюсь с ним. Считаю – это дар Божьий. Взял пару уроков у меня. У него очень красивый голос. Он поет на сцене и служит своим голосом Богу. Он вообще без музыкального образования, два урока взял и поет. Ему лет 30.
Я считаю, все, что нам дается – любая профессия, чтобы созидать в жизни. Храм в нашем сердце. Для меня большим примером является мать Тереза.
Я звоню умирающему наркоману. Он болен СПИДом, врачи уже не верят, что он может выкарабкаться. Мы собираемся и молимся за него. Не смотря на все прогнозы, он живет. Он верит. Звонишь ему и говоришь: «Ты будешь жить, Бог спасет тебя, я верю в тебя. Он покажет чудо в твоей жизни». Он отвечает: «Спасибо большое. Это лучшее лекарство для меня. Я не верю врачам, а вам верю в то, что вы говорите».
Вот это лекарство мы все должны давать друг другу. Мне много не надо в жизни. Я хочу помогать людям. И вижу в этом счастье, служение и призвание.
Дарья Желнорович
|