КУКЛЫ БАБУШКИ СЕРАФИМЫ
Когда жительнице села Легково Владимирской области Серафиме Брижан исполнилось 70 лет, она, бывшая доярка, неожиданно стала скульптором. Теперь в ее избе живут Иван Грозный, дед Мазай с зайцами, Серафим Саровский и десятки других деревянных обитателей.
Куда ни повернешь голову в стареньком доме Серафимы – везде деревянные куклы. Вся изба ими заставлена, хотя немалая часть коллекции уже ушла в музеи и частные руки. Сейчас Серафиме уже под 80, а началось все, когда у нее случился тяжелейший инфаркт. После больницы вдруг потянуло в лес…
– Как будто кто-то толкал меня туда, – рассказывает Серафима. – Села я там на пенек и ахнула – красота-то какая!
Вернувшись из леса, она сходила в сарай за поленом – оно было большое и как нельзя лучше подходило для печки, но у Серафимы были на него другие виды. Она нашла нехитрый плотницкий инструмент своего умершего мужа, пристроилась на скамеечке у порога и принялась строгать. Дальше было, как в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик»: «Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу... Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Вдруг глаза сами собой раскрылись и уставились на него…»
Кстати, Буратино Серафима вырезала одним из первых, а заодно и Мальвину с Карабасом-Барабасом. Рядом с ними стоит поначалу неопознанная мною колоритная пара: он – маленький, субтильный, она – высокая, пышногрудая.
– Это Пушкин с его мадам, – поясняет Серафима. – Похоже?
– Характер взаимоотношений точно уловили, – соглашаюсь я.
Польщенная мастерица ведет меня к другой скульптурной группе, говорит: «Это Басков». Куклу певца Серафима сделала под впечатлением от его песни «Шарманка». Однажды, делая обход села, к Серафиме зашли милиционеры. Увидев Баскова, захотели его купить, но оказалось – не по карману. «Не надо делать из меня бедную бабушку, которой нечего есть, – гордо сказала им Сима. – Все-таки я стоящий товар продаю». А вот в музей местной школы она отдала несколько кукол даром.
Поначалу об открывшемся у Симы таланте знали только односельчане. Потом куклам стало тесно в маленькой избе, они открыли дверь и вышли на волю, а вместе с ними вышла и Серафима – началось ее путешествие по музеям Москвы, Владимира и Александрова. На особой полочке Серафима хранит не только дипломы с многочисленных выставок, но и отзывы о ее работе, в том числе художников. Они между собой называют ее творчество наивным искусством, что Серафиму поначалу сильно обижало. Но когда один из них объяснил, что он, человек с профессиональным образованием, таких кукол никогда сделать не сможет, Серафима даже загордилась. И стала с еще большим упоением строгать своих кукол.
Зоя Игумнова
|