Ирина МЕДВЕДЕВА, актриса: ЧУДЕСА НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ
Для меня Москва — это город чудес и исполнения желаний, как бы сказочно и даже наивно это ни звучало. Прежде всего, потому, что сюда едет очень много людей, которые хотят реализовать себя, и у них это получается. Лично я всегда радуюсь за тех, кто приехал в Москву из других городов и добился чего-то в своей профессии. Не обязательно в актерской – в любой другой. Просто по себе знаю, как тяжело найти себя здесь и через что порой приходится пройти. Чудеса, они ведь просто так не случаются, их нужно заслужить, заработать. А зарабатывается это преданностью и любовью к своему делу. Ну и без удачи, конечно, не обходится…
Меня часто спрашивают: «Когда закончились ваши трудности в Москве?» А я всегда отвечаю: слава Богу, тяжелый период для меня был достаточно коротким. Конечно, я знаю, что это такое: выбирать, на что потратить последние 50 рублей — на ароматную сладкую булочку, от которой текут слюнки, или положить на телефон в надежде, что тебе позвонят с очередного кастинга. Но, к счастью, это действительно продолжалось недолго…
Все искусство сконцентрировано именно здесь - столько возможностей для творчества: кино, театры… Мне показалось: нужно попробовать! До сих пор помню день своего приезда — 7 февраля. Было жутко холодно, мрачно. Я остановилась у подружки, которая жила на Петровско-Разумовской, рядом с Коровинским шоссе. Никакой московской романтикой там и не пахло: пробки, грязь, хмурые, грубые люди. Пелена очарования спала мгновенно. Я все думала: где же ты, красавица-Москва, какой я тебя запомнила? Нет, я не была тепличным растением, но все-таки у нас, в Белоруссии, и жизнь, и люди немного другие. Помню, первые два месяца я плакала от того, что меня толкнули в метро и не извинились. Для меня это было дико. Но постепенно привыкла, изменилась сама. Москва меняет людей, это не пустые слова. Я здесь уже почти шесть лет, и на себе чувствую эти перемены. Порой замечаю, что все пережитые трудности, испытания и радости оставляют свой отпечаток даже во взгляде…
Москва, конечно, город больших возможностей, но я-то сюда ехала не за абстрактным творческим счастьем, а в конкретный театр. Да не абы какой! Очень уж хотелось служить под началом самого Олега Табакова. Сегодня это кажется наивным и смешным, но тогда я, решительная провинциалка, не видела никаких препятствий для встречи с мэтром. Не зря же говорят: при большом желании можно и горы свернуть! Впрочем, горы — это горы, а охрана МХАТа — дело серьезное. После очередной неудачной попытки добиться аудиенции, вконец отчаявшись, вышла в Камергерский. Казалось, шансов на встречу уже нет, как вдруг… В пробегавшей мимо женщине в черном пальто и темных очках я узнала супругу народного артиста Марину Зудину. Ну, разве не шанс? «Или сейчас, или никогда!», - рассудила я и бросилась вдогонку за спешащей актрисой. Нагнала ее в подземном переходе на Тверской, быстро-быстро, с белорусским акцентом, заговорила: «Поймите меня, мне очень надо попасть к Олегу Павловичу! Помогите, пожалуйста!..»
И Зудина помогла, как могла — дала телефон помощницы, предупредила, что будут звонить. Но встреча с Табаковым хоть и состоялась, желанного результата не принесла. «Оставьте телефон — я вам позвоню», — пообещал режиссер. Окрыленная, я выбежала, но вдруг поняла: он не позвонит. Вернулась обратно: «Я же знаю, вы не позвоните. Возьмите меня хотя бы к себе на курс. Я готова учиться!» Своего курса у Олега Табакова в тот год не было…
Сейчас я понимаю: случилось так, как должно было случиться. По-другому и быть не могло. Театр Олега Табакова — это театр звезд. Эпоха преданной любви к театру, когда все строилось на полной самоотдаче артистов, прошла. Новое время диктует свои законы, и многие театры им следуют. Я к этому вопросу стала относиться более профессионально и не питаю лишних иллюзий. Но все-таки ту встречу с Олегом Павловичем считаю очень важной в своей жизни.
Мечты о театре на время пришлось оставить. Началась эпоха кастингов на телевидении, впоследствии и сделавшем меня популярной. Первым был проект «Факультет юмора» на Рен-ТВ, после которого меня пригласили в юмористическое шоу «Дорогая передача» в еще не знакомом российскому зрителю жанре скетча. Именно тогда и сложилась великолепная шестерка, сегодня известная всей стране, как «6 кадров». Но, несмотря на бешеную популярность проекта, я эту страницу своей творческой биографии оцениваю весьма критично.
Это даже не ступенечка в карьерной лестнице, а крылечко подъезда, где эта самая лестница находится. Мне еще предстоит открыть дверь, войти в подъезд и начать свое движение вверх по ступенькам. Если же я уже сейчас «включу звезду» и сама себе скажу: «О, ты снялась в передаче «6 кадров», это так круто!», на большом творческом будущем можно ставить крест. То, что я пока сделала, для этого большого города слишком мало. Здесь расслабляться нельзя, даже если все поставлено на поток. Работать, двигаться вперед, развиваться и не останавливаться — только так и не иначе. Чуть замешкаешься, тебе тут же наступят на пятки, а может, и затопчут. Да, когда ты первый в деревне, в маленьком городе, ты им еще долго можешь оставаться, но в Москве другие законы.
На самом деле, когда я победила в конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова, меня впервые так назвали. Так и сказали: «Наконец-то победила москвичка!» Мне было смешно, так как я на тот момент всего два года прожила здесь. Еще тогда подумала: «Как же мало, оказывается, надо, чтобы стать москвичкой!»
Ну а если серьезно, сейчас я уже однозначно могу сказать: Москва — это мой второй дом.
Мария Егорова
|