КРЕМЛЕВСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ
Сколково — высокотехнологичное российское чудо, инновационная скатерть-самобранка. К черту модернизацию, борьбу с алкоголизмом и противодействие коррупции. Инновации — вот что вдохнет новую жизнь в российские экономические мехи.
Переписывать экономическую историю нужно с умом. Руководителем проекта назначен щедрый поклонник яиц Фаберже Виктор Вексельберг. Бизнесмен с большой буквы, вращающийся в высших слоях российской государственной атмосферы, досконально изучивший все прелести офшорного рая, еще в юности осознавший важность общественной нагрузки.
Научное руководство проектом предложено 80-летнему нобелевскому лауреату Жоресу Алферову. Назначение выдающегося думского коммуниста таит в себе как минимум три преимущества. Во-первых, Жорес Иванович станет живым символом политического плюрализма. Во-вторых, фигура нобелевского патриарха станет интеллектуальной приманкой для иностранных коллег по цеху. В-третьих, большая нагрузка, почтенный возраст и обласканность властью станут залогом крайне незначительного вмешательства научного гуру в скучную меркантильную жизнь инновационной колыбели.
Наконец, предпроектную кипучую деятельность поручено изображать юным друзьям “города солнца”. Студенты, аспиранты и молодые ученые из сообщества Futurussia под бдительным оком Федерального агентства по делам молодежи и лично товарища Василия Григорьевича Якеменко станут топливом для мотора инновационного развития России. Топливом, предварительно очищенным от вредных и взрывоопасных демократических примесей.
Правда, брызжущие ядовитой слюной злые языки предрекают провал новомодной сказки. Но их аргументация неубедительна. Только представьте себе, “глупых оппозиционных пингвинов” смущает мотивационный конфликт между наукой и образованием, с одной стороны, и чиновниками с бизнесменами — с другой. Наука и образование, мол, работают вдолгую, на перспективу. Материальное поощрение интересует “ботанов” во вторую очередь — после признания и самовыражения. Бизнес же, напротив, четко ориентирован на получение прибыли, причем здесь и сейчас. Схожие мотивы довлеют и над чиновниками: выделил средства, максимизировал мзду, диверсифицировал вложения и пошел на новый круг...
В общем, все это какая-то зловредная чушь.
Путь к высоким технологиям, без сомнения, долог и труден, кто ж спорит. Впрочем, думаю, хватит уже ерничать. Глядя правде в глаза, надо честно признать, что шансы построить современную инновационную систему у нас крайне невелики. И вот почему.
Сегодня в России вся власть сосредоточена в руках бизнес-бюрократических временщиков, цель которых — год простоять да два продержаться. На перспективу, вдолгую, никто ничего не планирует. Если 46% доходной части федерального бюджета зависит от нефтегазовой конъюнктуры, какие могут быть долгосрочные планы? Завтра “грохнется” нефть, как это уже было пару лет назад, и все инновационные проекты окажутся в глубокой корзине. В той же Бразилии после обретения в 1822 году независимости первый технический вуз открылся лишь через 52 года. А все потому, что в те времена бразильские государственные вожжи твердой рукой держали сырьевые торговцы. Никаких аналогий не возникает?
Сколько уже раз говорилось, что кратчайший путь к внедрению инновационных разработок — постепенное ужесточение технических регламентов и стандартов. Что Европа движется по пути постепенного введения новых гармонизированных стандартов аж с 1985 года. Что нашу продукцию ввиду ее низкого качества и несоблюдения экологических требований в процессе производства через несколько лет банально не пустят на европейский рынок. Всю плешь проели — и что? Да ничего. Как был Росстандарт под жесткой пятой Минпромторга, так под ней и остался.
Есть ли толк от наспех сколоченных инфраструктурных институций, которые “пашут” на инновационном поле уж несколько лет? Какими реальными достижениями могут похвастаться, к примеру, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российская венчурная компания, “Роснано”, особые экономические зоны, наконец? Только тем, что финансовые потоки регулируются, миллионные зарплаты топ-менеджерам начисляются, услуги спа-салонов для руководства своевременно оплачиваются. Короче, изобретена инновационная пилорама для высокоинтеллектуального распила бюджета. Везде он есть. А в Сколкове вдруг не будет? Вопрос, по-моему, до неприличия риторический.
Инновации России нужны. Но не продуктовые, технологические или управленческие, а пропагандистские. Повышающие качество лапши на наших ушах. Как только сколковская пиар-тема будет отыграна, кремлевские иллюзионисты тут же предложат новые “инновационные разработки”. Главное — продержаться еще два предвыборных года. А потом будем строить мост на Луну.
Никита Кричевский
|