ТАБУН УХОДИТ В НЕБО
Беда случилась с мустангами, дикими донскими скакунами, этой трудной зимой. Табун у нас живет на одном из заброшенных островов озера Маныч-Гудило. Это в Орловском районе нашей области, если кто не знает. Да многие же не знают и того, что в этих краях у нас природный заповедник "Ростовский", природный парк "Донской", водно-болотные угодья международного значения "Веселовское водохранилище" и озеро Маныч-Гудило, охраняемые Рамсарской конвенцией. Тут у нас сходятс яэкосистемы Кумы, Терека, Дона и Кубани, особо охраняемые природные территории, входящие в Кавказский эко-регион, признанный одним из наиболее важных для сохранения биологического равновесия в мировом масштабе. Тут между Каспием и Азовом находятся четыре государственных заповедника, два из них включены в перечень особо охраняемых. И если какие изменения серьезные намечаются, так еще вопрос, даст ли на то разрешение ООН. Потому что надо еще обосновать, не влечет ли это вредных последствий для Кумо-Манычской экосистемы и всего Южного региона.
Вот в таком месте, считай в самом центре, этот чертов остров с мустангами. Я о нем узнал много десятилетий назад. Орловский район - один из тех, кто в области первым начинал уборку урожая. И мне, журналисту-сельхознику, конечно, приходилось мчаться туда на это эпохальное событие. А жара - бешеная. Всегда хотелось у озера Маныч-Гудило остановиться и окунуться. Вода соленая: ложишься - не тонешь. А вылезешь - белый от соли, как привидение. Вот тогда рассказали мне, что еще со времен Золотой Орды здесь табун лошадей живет. Диких. Мустангов. А что же пьют они, если кругом столько соли? И захотелось на тот табун посмотреть, но местное начальство отговорило: нельзя, да и опасно, дикие жеребцы бешено стерегут табун, могут и забить пришельцев.
Потом забыл я о скакунах. А вспомнил, когда один академик стал ратовать за прокладку канала "Евразия" между Каспием и Азовским морями. С упорством кухарки, допущенной к управлению государством, доказывал, что будет выгодно перевозить водным путем сырую нефть. А у нас и без его этого канала оросительные каналы погубили тысячные стада сайгаков. В Орловском районе один фермер-энтузиаст решил разводить этих бедолаг-сайгаков у себя дома, чтобы сохранить популяцию. Кажется, теперь у него уже их полтора-два десятка. А канал "Евразия" погубил бы четыре заповедных зоны. Часть того канала намечалось провести по Манычу, там, где мустанги, - тоже. Конечно, я раззвонил во все колокола, может, и это способствовало тому, что о "Евразии" замолчали. Теперь вот родилась идея строить вторую ветку Волго-Дона... Но и ее, даст Бог, похороним... А мустанги... Мне однажды подарили календарь размером метр на полметра. Какие же там цветные снимки! И на них вот этот дикий табун во всех ракурсах!
Этой зимой в Северо-Кавказском научном центре высшей школы выпускали книгу и потребовался снимок с донским колоритом, с лошадьми. И я отдал им свой календарь. И увидела это чудо дочь моей университетской подруги Инны, говорит, это кони Липковича. Профессор Александр Липкович - известный борец за сохранность донской природы. И, оказывается, этой зимой понесся туда, где природе особенно больно, вместе с другими делал все, чтобы облегчить судьбу табуна, разросшегося почти до четырех сотен голов. А зима была какая?! Даже соленая вода замерзла.
Табун сильно пострадал. По установившемуся льду часть его ушла в Калмыкию. Столько ж, около 90 голов, живы, остальные пали. Чтобы спасти выживших, сотрудники музея-заповедника, ассоциация "Живая природа степи", администрация области в спешном порядке организовали доставку сена, и лошади, должно быть, спасены.
Но проблема осталась. О ней не раз напоминали Министерству природных ресурсов и экологии России. Что делать с табуном? Отстреливать мустангов или переселять на материк? Решайте, заповедник вам подведомственен, а голова у нас болит... Но Москва далеко, ответа нет. Весна идет. А остров маленький. Ученые говорят, он может прокормить табун в 120 голов. Так их же надо сохранить, чтобы и туристы со всего мира приезжали любоваться этим чудом. Или останется от табуна вон тот календарь с картинками, который висит в моем кабинете? Живые лошади все же лучше.
Владимир Бут
|