В АМЕРИКЕ ВОЗРАСТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИЧЕСКОЙ
Американцы, как правило, приезжают в нашу страну в качестве официальных лиц или туристов. Что касается наших соотечественников, то многие из них стремятся к берегам Нового Света с целью трудоустройства. Если, конечно, повезет. Москвичке Любови Ганзиной повезло вдвойне. Она не только смогла найти работу в далеком Лос-Анджелесе, но и открыть там свой бизнес.
— Любовь Карапетовна, помогла ли вам ваша специальность парикмахера в трудоустройстве, когда вы, российская гражданка, решили поработать в Соединенных Штатах?
— Помогла — это не то слово. Я без своей профессии не смогла бы обойтись не только в США, но и в России. Кстати, в Соединенных Штатах нас, российских мастеров, любят безумно. Вообще, русская школа парикмахерского искусства котируется во всем мире. И не случайно. Практически на всех международных профессиональных конкурсах наши парикмахеры занимают лидирующие позиции.
— Но давайте начнем сначала. Когда и почему вы оказались в США?
— Шел 1989 год. Тогда многие наши соотечественники стремились уехать за рубеж. Не обошла эта «волна» и меня. Приехав в Лос-Анджелес по гостевой визе, я стала подумывать о трудоустройстве. Ну, а получив официальное разрешение на работу, начала активно осваивать разговорный английский. И через три месяца, сдав экзамены на парикмахера широкого профиля (кстати, длился он целый день), получила диплом «Licensed Cosmetologist». Наличие этого диплома в Америке является обязательным условием при приеме на работу профессионального парикмахера.
— Этот диплом и теперь, уже в Москве, висит на стене вашего салона. Но вернемся к «американским» событиям вашей жизни. Как они развивались дальше?
— После получения диплома я устроилась парикмахером в, так сказать, чужой салон. А потом, через несколько месяцев работы по найму, решила открыть свой бизнес. Мне помогли оформить все необходимые документы, и моя парикмахерская заработала. Первое время я обслуживала клиентов у них на дому. Затем, арендовав небольшое помещение и купив на заработанные в Америке деньги все необходимое оборудование, открыла собственный стационарный салон.
— У нас многие владельцы малых предприятий жалуются на высокую плату за аренду нежилых помещений, сложности с бухгалтерской отчетностью, «наезды» представителей контролирующих органов, жесткую конкуренцию… Как с подобными вещами обстоят дела в Соединенных Штатах?
— В США подобные жалобы вряд ли можно услышать. Арендная плата вполне доступна для любого предприятия. Если оно, конечно, действительно работает, а не просто занимает помещение. Что касается бухгалтерии, то в Америке существуют специальные территориальные объединения бухгалтеров (буккиперов), которые обслуживают малые предприятия своего квартала. Владельцу любого небольшого бизнеса достаточно прикрепиться к определенному буккиперу и носить к нему всю необходимую документацию, чтобы не иметь никаких хлопот с бухгалтерской отчетностью.
Не отвлекают от работы американских предпринимателей и представители контролирующих органов. Для парикмахерской, например, главным образом необходимо, чтобы на стене висели профессиональные дипломы работающих в салоне парикмахеров и так называемый tax number (номер владельца бизнеса, по которому он должен платить налоги). На это представители контролирующих органов обращают самое пристальное внимание. Зато таблички «спасибо за чаевые», которые принято вешать в американских салонах, никаких «контролеров» не смущают. А еще чистоту надо соблюдать идеальную. И не только внутри помещения. Участок мостовой, расположенный в непосредственной близости от предприятия, нужно обязательно мыть специальным шампунем. Причем делать это надо каждый день.
Теперь о конкуренции. Она в США, безусловно, есть. Но, если взять парикмахерский бизнес, то там административные органы определенным образом следят за тем, чтобы их насыщенность была более-менее равномерной. Поэтому в американских городах крайне редко можно встретить такую ситуацию, как в Москве, когда на одних улицах располагается сразу несколько салонов, а на других — ни одной даже в округе.
— А чем американские посетители салонов-парикмахерских отличаются от наших?
— Клиенты американских салонов привыкли к тому, чтобы их встречали с радостной улыбкой. Стрижки, как правило, американки предпочитают длинные. Особенно это касается молодых женщин. Вообще, глядя на прическу американки, можно сказать, сколько ей лет. Так, те, чей возраст не перевалил за 35—40, любят, чтобы их волосы были длиной до плеч или ниже. Чем старше становятся американки, тем короче стрижки. Главным образом, для того, чтобы выглядеть моложе. Хотя это, конечно, относится не ко всем. Тут надо заметить, что даже обладательницы длинных волос обязательно посещают парикмахера. Причем достаточно часто. Примерно раз в месяц. Для чего? Чтобы подстричь челку, подровнять волосы, покрасить их, придать им определенную форму. А вот что касается укладок, то их американки делают довольно редко. Главным образом, тогда, когда их ждет какое-нибудь вечернее мероприятие.
В повседневной жизни американки и одеты, и причесаны очень просто. Экономя время, они не тратят его и на замысловатые прически, как это часто принято у нас. Нередко летом американские женщины даже отказываются от сушки волос. Особенно в южных штатах. Мужчины же в Америке любят как раз короткие, плотные стрижки. Такие, которые бы в случае необходимости скрывали недостатки волос. Поэтому американские мужчины прибегают к услугам парикмахеров каждые 10 дней.
— Открыв свой бизнес, вы, наверное, столкнулись с проблемой формирования коллектива…
— Проблем и здесь особых не было. Ко мне приходили мастера, как правило, со своей клиентурой. И я, убедившись в их адекватном профессиональном уровне, принимала в свой салон. У меня в качестве парикмахеров трудились и кореянки, и мексиканки. Они лучше других находили общий язык с представителями своих диаспор. Работал у меня и молодой человек. Кем бы вы думали? Мастером по маникюру. Отношения в нашем интернациональном коллективе всегда были очень доброжелательными.
Марина Масляева
|