ЮНЫЙ МНОГОДЕТНЫЙ ПАПА
В квартире, где обитают Валовы, чисто и пахнет борщом. Варят его всем семейством: восьмилетняя Лера чистит и режет картошку, ее сестры Вика и Настя крутятся рядом, а «папа» Леша контролирует процесс, поминутно заглядывая в поваренную книгу.
- Чаще у нас бабушка готовит - я тот еще шеф-повар. Но яичницу с помидорами или суп и кашу сварить смогу... - Смущенно теребит он пособие для начинающих домохозяек в руках.
«ОФОРМИТЬ ОПЕКУНСТВО В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ...»
Беда постучалась в их квартиру в декабре прошлого года, когда их мать приговорили за пристрастие к наркотикам к пяти годам колонии. Точнее, это был финал - и пагубного увлечения Натальи Валовой, и бедственной жизни ее детей. Не прошло и месяца, как на пороге их квартиры появились милиционеры - они пришли за младшими, которых нужно было отвезти на медосмотр в больницу. Стандартная процедура, перед тем как ребятишек отправляют в детдом.
- Не отдам! - набычился самый старший - 19-летний Алексей. - Я взрослый и сам за них отвечаю.
Наверное, что-то дрогнуло в милицейских душах - люди в погонах развернулись и ушли восвояси. А Алексей уже на следующий день помчался в местную соцопеку.
- В детдом, молодой человек, в дет-дом! Бабушка по возрасту в опекуны не годится, а у вас работы нет, - пытались отделаться от парня чиновники.
Тот уперся: будет по-моему! И пошел устраиваться на работу - разнорабочим на стройку, где в Омске трудятся в основном гастарбайтеры. На другое место без опыта, да еще во время кризиса претендовать было глупо. К тому же парень до сих пор учится в вечерней школе, что для работодателей - плюс спорный. Впрочем, официальная зарплата в 8 тысяч рублей соцопеку устроила. Решили рискнуть и в порядке эксперимента оформить опекунство на упрямого парня...
«Я ВОЗНЕНАВИДЕЛ БУДИЛЬНИК»
- Вы не думайте, мы не бедствуем, не голодаем! Я сам зарабатываю, плюс пособие на каждого ребенка дают - пять тысяч рублей. Вместе с моей зарплатой больше тридцати тысяч выходит плюс бабушкина пенсия, - убеждает нас Леша. Еще год назад, когда мама была на свободе, такие деньги были для Валовых просто космической суммой.
Папой Алексея само собой младшие не называют, но стараются не расстраивать. Никто не копается по утрам в ванной, не ноет, что в школу идти не хочется. Да вообще удивительно, что уроки никто не прогуливает! При прошлой жизни учителя регулярно жаловались на прогулы Валовых.
- Поначалу я ненавидел будильник! Полседьмого, еще поспать бы, а он звонит! - признается «отец». - Сейчас привык. День буквально по минутам расписан. Встаю, готовлю завтрак. К восьми отправляю всех, кроме Владика, в школу. Ему только шесть лет, он пока в садик ходит.
До вечера Алексей трудится на стройке, пару раз в неделю ходит на занятия в вечернюю школу. Вернувшись домой, проверяет домашние задания у своих ребят. Днем за ребятней присматривают бабушка и старшая 15-летняя сестра Вика. Раз в неделю ребятишки садятся в кружок и сочиняют письмо маме. По ней они, несмотря ни на что, все равно скучают.
«КАКОЙ ИЗ НЕГО ОПЕКУН!»
- Пацану 19 лет, он еще сам ребенок! Какой из него опекун? - судачат соседи Валовых. - Никто из властей не захотел заниматься детьми, вот и спихнули их старшему!
В соцопеке парируют злым языкам:
- Уверенность Леши в собственных силах вселила уверенность и в нас.
По крайней мере их звонки не дают «папаше» забыть, когда пришла пора вести младших на прием к педиатру.
Кстати, в скором времени семейство может пополниться - Леша сделал предложение своей девушке Кристине, с которой дружит три года. Та, узнав, что может стать мамой сразу пятерых детей, не сбежала. Наоборот, взвалила на себя часть забот по хозяйству.
- Только бы наша мама вернулась... - хором говорят самые младшие, и глаза их начинают блестеть.
Леша, скорее успокаивая их, чем рассказывая нам, добавляет:
- Летом ее переведут в колонию-поселение, а там, глядишь, и досрочно освободят за примерное поведение.
КОММЕНТАРИЙ ОРГАНА ОПЕКИ
Наталья Дербенева, главный специалист управления опеки и попечительства Омска: «Мы за детей спокойны»
- Непросто было доверить пятерых детей вчерашнему школьнику. Cобрали комиссию из психологов, социальных педагогов, милиционеров и долго решали, как быть. Бабушка, которой уже под 70 лет, не может быть опекуном - по закону опекунство оформляется на человека не старше 60 лет. Оформить на Алексея - пожалуй, да - для Валовых было единственным способом сохранить семью. Ведь дети хотели остаться вместе. Отъезд в детдом стал бы для них ударом. За семьей мы приглядываем - раз в неделю навещаем. Ребятишки не брошены, живут в чистоте, еда у них есть, учатся. Мы за детей спокойны.
Светлана Кычанова
|