ОТПУСКНЫЕ КОНВУЛЬСИИ
Июнь подходит к концу, и все больше москвичей оставляют насиженные рабочие места и отправляются на отдых. По земле и по воздуху, по рельсам и по асфальту разъезжаются горожане в разные стороны, подальше от опостылевшей столичной жизни. Но вот готов ли город отпустить их - в самом буквальном, техническом смысле? Иначе говоря, смогут ли люди физически покинуть пределы мегаполиса?
Опять по шпалам пойду...
Сегодня действительно по шпалам бывает проще пойти, чем поехать, ибо с электричками в нашем городе, как обычно, серьезные проблемы. Точнее, дело даже не в самих электричках - к их безобразному состоянию уже все давно привыкли, а в их количестве. Ни для кого не секрет, что в выходные и праздники нужно изрядно попотеть, чтобы попасть хоть на какой-то пригородный поезд. Ну а с началом отпусков, когда москвичи курсируют между городом и дачей особенно интенсивно, вагоны приходится буквально брать штурмом. Это происходит уже много лет подряд. Что ж, может, МЖД просто не готовится к летнему сезону, не пытается корректировать свою работу в зависимости от пассажиропотока? Отнюдь нет, определенные меры принимаются, но не железнодорожники увеличивают число поездов хотя бы на популярных направлениях, а играют с расписанием и плодят дополнительные остановки. От этого количество пассажиров в каждой отдельной электричке не уменьшается. Только за июнь МЖД дважды меняла график движения на Белорусском, Ярославском и Горьковском направлениях. А эффект? Возможно, если изучить внутреннюю статистику компании, то окажется, что некого прогресса добиться удалось, однако личный опыт пассажиров и их намятые попутчиками бока, к сожалению, говорят об обратном.
Несколько лучше ситуация с поездами дальнего следования. Представители РЖД уже объявили, что в течение лета пустят порядка трехсот дополнительных составов, и главным образом они будут работать на южных, то есть наиболее популярных, направлениях. Планируется также цеплять к поездам дополнительные вагоны, чтобы вместить весь могучий российский пассажиропоток. По прогнозам в этом году он будет на 2 процента плотнее, чем в прошлом, несмотря на кризисы.
Но практический опыт общения с железнодорожными кассами опять же показывает, что ко всем этим прогнозам и обещаниям следует относиться с изрядной долей скепсиса. Буквально на днях автор этих строк, сидя в троллейбусе, стал невольным свидетелем очень занятного телефонного разговора на интересующую нас тему.
- Я придумал целую схему, как купить нужный билет, - кипятился молодой человек, рассказывая о своих мытарствах невидимому собеседнику, - иначе его никак не достанешь. Как в Советском Союзе, ей-богу. Нужно набрать телефонов разных касс, агентств по продаже билетов, турфирм - в общем, всех, кто занимается этими делами, и в течение дня обзванивать их беспрерывно. При этом нужно держать под рукой листок и записывать, где какие билеты есть. Иногда операторы помогают: могут подсказать, что на такую-то дату скоро будет аннулирована бронь, и места можно будет перекупить. Главное - постоянно сидеть на телефоне и обзванивать всех подряд, иначе уведут билеты из-под носа, и вообще никуда не уедешь. Ну или придется самолетом лететь.
Очередь от неба до земли
Но не так все просто, как кажется упоминавшемуся выше парню. После посещения столичных аэропортов складывается впечатление, что именно так и выглядели бы тамошние очереди, если бы у администрации и пограничников были соответствующие технические возможности. Конечно, качество работы аэропортов нашего города давно стало притчей во языцех, и никого очередной порцией жалоб на них не удивишь. Гораздо интереснее другое: почему даже те нововведения, которые призваны облегчить пассажирам жизнь, в итоге оборачиваются против этих самых пассажиров? Казалось бы, аэропорты сегодня переживают самый настоящий ренессанс: постоянно строятся новые терминалы, авиакомпании закупают современные самолеты, инфраструктура модернизируется и приводится в соответствие с лучшими западными образцами, от вокзалов до аэропортов курсируют скоростные поезда.
Вроде бы не стоит на месте и обеспечение безопасности пассажиров - руководство столичных «воздушных ворот» то и дело бодро рапортует о внедрении самых разнообразных технологических новинок.
Новые терминалы, которые, если рассуждать с позиций здравого смысла, должны бы разгружать аэропорты, уменьшать очереди и делать воздушные путешествия менее нервными и более комфортными. Но одно дело - какой-то там здравый смысл, а другое - нелинейная бизнес-логика хозяев авиационной инфраструктуры. Почему-то неизменно оказывается, что новые терминалы дублируют схему работы старых, и пассажиры в итоге точно так же томятся в очередях. Красивая новая отделка помещений, конечно, служит им весьма слабым утешением. Именно такая ситуация складывается с новыми терминалами в аэропорту «Шереметьево» - D и E, которые были недавно открыты с большой помпой. Открытие это сопровождалось громогласными заявлениями, суть которых сводилась к тому, что аэропорт благодаря этим терминалам, а также запланированному терминалу F, превратится в «хаб мирового уровня». И что мы имеем в итоге? Пассажиры, как и раньше, жалуются на очереди и неизменное российское хамство. Скажем, для прохождения паспортного контроля установлено большое количество кабинок, но работают всего несколько, и в итоге новейший терминал «хаба мирового уровня» по качеству обслуживания ничем не лучше аэровокзалов советского образца. Когда же наконец наши управленцы - и государственные, и частные - поймут: «как в Европе», у нас будет тогда, когда люди будут работать, как в Европе, а не когда все вокруг будет выглядеть, как в Европе! Попадая в маленький немецкий аэропорт, вы сразу скажете: да, это Европа. Потому что качество обслуживания здесь в разы лучше, чем в нашем «хабе»... Резюме, понятно, неутешительное: как стояли отпускники-курортники в очередях, так и будут стоять. А на закуску наши авиакомпании порадуют их еще одним новшеством: подорожанием билетов. Взлет цен оказался таким впечатляющим, что дух захватило даже у федеральных чиновников: ситуацией заинтересовалась ФАС, которая, по словам сотрудников ведомства, буквально утопает в жалобах на перевозчиков. Но разбирательство это будет продолжаться не один месяц и - скорее всего, как обычно, закончится ничем. А людям надо ехать отдыхать уже сейчас, пока на дворе лето и можно получить законный отпуск!
Ирена ТАТОНОВА
|