С МОЛЬБЕРТОМ И КИСТЬЮ – ПО ВСЕМУ МИРУ!
Вячеслав Егоров – одаренный живописец, тяготеющий к горным вершинам. Он прекрасный спортсмен, чемпион Советского Союза и России по волейболу. Неутомимый путешественник и создатель Музея чая. Будучи человеком целеустремленным, всегда добивался своей цели. Недавно нам удалось встретиться с ним в "Московском Купеческом Обществе" и поговорить о его жизни и творчестве.
- Как так получилось, что вы закончили Бауманский, а потом резко стали художником?
Профессионально заниматься живописью я начал после окончания университета, как раз в тот момент, когда в 1974 году получил спортивную травму и попал в Центр спортивной медицины по восстановлению здоровья. Я и не подозревал, что это событие коренным образом повлияет на дальнейшую мою судьбу. Соседями по палате оказались ветераны спорта. На лечении я находился более двух месяцев и, отключившись от жизненной суеты, неожиданно получил большую паузу, возможность задуматься о том, на что в обычной обстановке не хватало времени.
В общении с интересными людьми я почувствовал потребность запечатлеть их на бумаге. Среди ветеранов спорта были и художники. Моими рисунками заинтересовался преподаватель Строгановского училища Ю.А.Тур. Он настоятельно мне рекомендовал начать систематические занятия изобразительным искусством. И я стал заниматься в изостудии ЦДКЖ и на четыре года засел в библиотеках, изучал теорию живописи. Ведь без учебы никогда ничего не сможешь сделать. В то же время я работал тренером волейбольной команды. Тренировал сборную страны. Мне дали большое помещение, где была возможность рисовать. Работал по 14 часов в сутки. Мне повезло на учителей. Моими первыми наставниками были заслуженные деятели культуры Ю.А.Буторов и Е.И.Ануфриев.
Настоящим художником я стал очень поздно, в 29 лет. Как это ни покажется парадоксальным, но многие художники-путешественники тоже были по базовому своему образованию отнюдь не живописцы. Н.Рерих был юристом, В.Верещагин окончил морской кадетский корпус. Вот и меня, технаря, ученого с прекрасным образованием, также повлекла за собой дорога. Основное мое направление в живописи, наряду со спортивной тематикой, - горные и космические пейзажи. Вглядываясь в горные вершины и глубины звездного неба, ощущаешь, как сознание отправляет тебя к основам мироздания, в глубины непознанного и одновременно неуловимо знакомого, ощущаешь себя частицей космического потока. Возникает огромное желание выразить на холсте эти переживания.
В моей галерее также более семи тысяч графических портретов, включающих более тысячи знаменитых личностей с их автографами. Среди них портреты Кофи Аннана, Матери Терезы, Жака Ива Кусто, Иоанна Павла II, Фиделя Кастро, В.В.Путина, М. Горбачева, Б.Ельцына…
- Эти люди просто соглашались вам позировать?
- Рисовать зарубежных лидеров и людей мировой величины я начал потому, что судьба предоставила мне возможность работать с ними, соприкоснуться с их личностями. И упустить такой уникальный шанс не нарисовать их, было бы глупо. Абсолютное большинство моих работ выполнено с натуры. Я встречался с ними на совещаниях, переговорах, конференциях, наблюдал за ними и рисовал их, когда они были в работе. Ведь не обязательно, чтобы натурщик сидел в мастерской и позировал.
Серия портретов относится к области быстрого психологического портрета. Рисунки передают творческое состояние людей, а их автографы подчеркивают сопричастность к данному историческому событию. Эта серия уникальна. Аналогов в мире не существует.
- Расскажите о самом увлекательном в своей жизни – о путешествиях.
- Я являюсь участником и руководителем 50 интереснейших экспедиций: Москва-Сахалин, Тибет и Альтиплано, Гоби и Наска, Кордильеры и Тянь-Шань, Каракумы и Сахара, Памир и Кавказ, Крайний Север и жаркая сельва Амазонки, Австралия. В том числе, организовал серию экспедиций почти по всем маршрутам, пройденным великими путешественниками: Н.Рерихом, С.Гердиным, А.Гумбольдтом, В.Верещагиным и Ландсдорфом. Изучал древние цивилизации, работал на объектах Всемирного наследия почти в 100 странах. С Буддийской культурой Тибета, Инкас и Тиванаку знакомился, непосредственно проживая в этих местах, делая наброски, этюды и фотографии в течение нескольких лет. И это далеко не все точки на глобусе, где я побывал. В 2003 году мне была вручена Национальная премия «Золотой Орел» как самому лучшему путешественнику.
Сейчас основная моя деятельность была в Канаде, где я собирал материалы для «Музея путешественника», который хочу открыть. Привез оттуда семь тысяч фотографий, 100 портретов, 50 этюдов, 25 живописных работ.
- Вы их выкупали или вам просто дарили?
- Да что вы, это я сам все сделал. Уже один музей открылся в Москве, другой – в Ивановской области.
- Это полностью ваша инициатива или кто-то еще поддерживает?
- Это моя идея, этот проект я разработал давно, но поддерживают его много людей.
- Какими еще художниками-путешественниками мы можем гордиться?
- Айвазовский, Верещагин, Рерих, Поленов. Любой художник – путешественник в душе, ездит много, но мало кто из художников организует эти путешествия. Так, например, Борисов - был такой художник по Северу, на свои деньги организовал экспедицию на Северную землю. Потом на свои деньги сделал исследования железной дороги от Архангельска до Находки. Часть этого проекта реализовал от Севера до Урала Сталин. Борисов на свои деньги сделал разведку этой дороги и до сих пор эта идея не реализована. Он у нас не очень-то известен, а в Архангельске и Мурманске его очень хорошо знают.
Есть еще один художник-путешественник Решетников - его известная картина «Опять двойка». Самые главные путешествия он сделал, когда ему было 19 лет. Он на Челюскин попал. Там нарисовал серию портретов, выпускал стенгазеты, а потом народным художником стал.
У Ильи Глазунова была поездка в Южную Америку. А знаете, сколько он там был? Восемь дней – вот и вся командировка. Он просто находился там в группе, но сделал хорошие рисунки.
У нас целый пласт художников-путешественников, но он не поднят. Почему? Потому что еще в 1864 году Жюль Верн писал в своей книге «История великих географических открытий»: «Россия в 19-м веке уже сделала 40 кругосветных экспедиций. Это больше, чем Англия и Франция вместе взятые, самые развитые страны». И в каждой из этих экспедиций был художник. Видимо, поэтому и не поднимается, лимит исчерпан. Раньше я ездил туда, куда была возможность. Сейчас уже выбираю.
- Знаю про ваше хобби - коллекционировать разный чай. Как вы этим увлеклись?
- Я организовал третью по счету чайную экспедицию в 2004 году. Уезжая из какой-либо страны, я всегда увожу оттуда в качестве сувенира чай. У меня самая большая коллекция в России – 4700 сортов. Мне даже поступило предложение от «Русского музея» сделать на основе моей коллекции «Музей чая». Самый большой такой музей сейчас в Китае, там 600 сортов их национального чая. Он занимает площадь 5,3 га. Первым коллекционером был китайский император, у него было в то время 60 сортов.
Первая русская чайная экспедиция по Индии, Цейлону, Китаю и Японии состоялась более ста лет назад. Инициатива организации исходила от ученого-химика Бутлерова. Если другой наш знаменитый химик Менделеев изобрел водку, то Бутлеров всегда пропагандировал чай. На одном участке в районе Сухуми, до открытия чайного производства в России, он проводил свои опыты. В этом ему помогали известные географы и путешественники. В то время Русское географическое общество принимало активное участие в освоении природных богатств страны. Основной причиной для производства чая в своем отечестве явился пример Англии, которая стала организовывать чайные плантации сначала в Индии, потом – в Африке. Российское государство платило 50 миллионов золотых рублей за импорт чая, что было разорительно для государственного бюджета страны.
Экспедиция состоялась в 1895 году. Во главе его стоял тульский помещик со шведскими корнями Кренкель, который отказался от своего поместья для того, чтобы стать ученым-географом и путешественником. И Андрей Николаевич Краснов – из казаков, в роду которого были боевые генералы, участники Бородинского сражения. Что интересно, многие географические открытия у нас сделали казаки. Через полгода путешественники вернулись и привезли с собой саженцы и мастеров по возделыванию чая. До этого так же предпринимались попытки, в основном частным образом, разрабатывать чайное производство в России. Особенно после того, как в 1833 году граф Воронцов выписал для Никитского ботанического сада чайный куст. И потомок его пытался производить чай для России в Китае.
Мне посчастливилось принимать участие в экспедиции по следам первых российских чайных караванов. Мы проехали 13 с половиной тысяч километров. А первый караван с чаем пришел в Россию в 1693 году.
Основа всех экспозиций чайного музея составляет не чай и даже не посуда, из которой его пьют, а произведения художников на тему производства чая. Для меня самого было неожиданно, когда я первый раз попал на выставку Лондонского Музея чая. Пришел, а там на небольшом столике стоит маленькая металлическая баночка с чаем и все! Я спрашиваю, а где чайный музей-то. А у них оказывается в музее 52 чайных сервиза, остальное ксероксы газет и картины, на которых изображено чаепитие и его производство.
- Вы также являетесь членом Российской Академии Прогнозирования будущего, расскажите немного об этом?
- В рамках Российской Академии Прогнозирования будущего я планирую выпустить книгу «Мировые лидеры о будущем». Она подготовлена, но я не нашел финансирования в России. В 1999-м году я пришел с этой идеей к Татьяне Дьяченко, она сказала, что они создали группу, которая прогнозирует на неделю. Мне было смешно, всего-то на неделю, а я прелагаю на 25 лет. Этот проект ждет своего издателя, а пока я буду дополнять его свежими материалами. Также я планирую создать галерею образов «Мировые лидеры».
Дарья Желнорович
|