СПАСИБО ИНОСТРАНЦАМ ЗА ПОМОЩЬ НАШИМ ДЕТДОМАМ!
На днях по телевидению прошел сюжет: трое ирландцев устроили благотворительный велопробег через всю Европу и привезли опочецкому дому-интернату в Псковской области 20 тысяч евро на ремонт помещений. Здорово! Одно непонятно: выходит, у наших-то бизнесменов не нашлось этих 20 тысяч на помощь ближнему?
Чтобы собрать и привезти эти деньги в Россию, инициатор благотворительного велопробега ирландский хирург Кен Каар взял отпуск на работе за свой счет. Договорился с двумя друзьями. И ирландцы покатили на обычных великах в далекий город Опочку, собирая евро для российских детдомовцев по дороге. В Англии, Дании, Латвии…
У самого Кена дома остались девять детей – семь своих и двое приемных. Любочку и Егора ирландский доктор взял и усыновил как раз из того самого опочецкого детдома. И поскольку приемные дети не раз рассказывали ему о том, как и в каких условиях они жили до усыновления, Кен Каар не только сострадал услышанному, но и решил, что обязательно должен хоть чем-то помочь малышам, оставшимся в далекой России без родителей.
Все вышло как нельзя лучше. Добрых ирландцев в Опочке встретили с восторгом и с огромной благодарностью. На собранные деньги на Псковщине наконец-то отремонтируют помещения, купят что-нибудь детям. К слову: вскоре туда приедет еще одна группа ирландских волонтеров – они помогут уже ремонтировать столовую. Бесплатно, разумеется.
Словом, молодцы ирландцы! Дай Бог здоровья далеким благородным иностранным волонтерам за их неравнодушие, доброту и заботу! Наверняка им воздастся! Они достойны самого искреннего уважения.
И главное, помогать российским детям решили не какие-нибудь там ирландские миллиардеры, а люди среднего достатка, у которых и своих материальных проблем тоже хватает. Еще раз напомню: у хирурга Кена дома остались 9 детей.
Впрочем, участвовать в благотворительных акциях на «диком Западе» престижно было всегда. Как среди обычных людей, так и среди солидных денежных воротил. И потому тамошние миллионеры и миллиардеры, когда речь идет о помощи своим беднякам или иностранным детям, никогда не обходят эти акции стороной. Они ведь понимают: вклады в благотворительность способствуют улучшению их имиджа и положительной деловой репутации. Тем более что, делясь с ближним, состоятельные люди добровольно отдают не последнюю рубашку, а всего лишь часть своих излишков.
Россия в капитализм окунулась с головой. У нас теперь все вроде бы как у них там, за кордоном. А благотворительных фондов с красивыми вывесками у нас даже больше, чем там. Вот только занимаются они часто совсем иным, чем следовало бы…
Государство, конечно, сирот в российских детдомах худо-бедно одевает и кормит. И милостыню на кусок хлеба детдомовским малышам просить не нужно. Но все равно оставшемуся без родителей ребенку всегда есть что подарить, чтобы скрасить лишний раз его сиротскую долю.
Для многих, наверное, это будет открытием: знаете ли вы, что наши олигархи сиротам, как правило, помогать… не желают? Как бы дико для всего цивилизованного мира это ни звучало, но что есть, то есть. У них это не запланировано. В круг проблем новых русских забота о тех, кому плохо и одиноко, явно не входит. Есть лишь единичные случаи пожертвований. Но они только подтверждают общие нелицеприятные выводы.
Убедиться в этом, к сожалению, совсем несложно.
- Как правило, если кто нам и оказывает благотворительную помощь, так это самые обычные люди, не богачи, - рассказывает директор московского детского дома №11 Марина Слюсарева. - Мы, конечно, не бедствуем, но такой огромной семье, как детдом, всегда есть чем помочь, от любой помощи никогда не отказываемся. Почему нам никогда не помогали олигархи? Наверное, они просто не знают о нашем существовании. Оттуда, «сверху», им нас просто не видно.
Может, и не знают. Они часто даже не знают, сколько комнат у них в собственных хоромах на Рублевке. Как раз в тот день, когда я разговаривал с Мариной Евгеньевной, их детдом отмечал пятидесятилетие. Но ни один олигарх или даже захудалый российский миллионер с подарками и поздравлениями к ребятам, многие из которых имеют тяжелейшие врожденные заболевания, так и не явился.
Ну не повезло этому детскому дому с добрыми богатыми россиянами. Может, в других с сердечными состоятельными спонсорами получше?
- Очень богатые соотечественники нас стараются просто не замечать, - поясняет главный врач люберецкого детского дома ребенка Татьяна Введенская. - Даже если мы когда на банкира какого-нибудь выходим, крупного бизнесмена и просим помочь чем-то нашим детям-инвалидам (лечение стоит дорого), они обычно «переадресовывают» нас к женам… И все заканчивается ничем. Иногда в банках говорят нам: «Вы напишите нам официальное письмо, мы рассмотрим». Результат все тот же.
Когда я готовил этот материал, то успел переговорить со многими сотрудниками других детдомов. Хотите верьте, хотите нет, но не видели там никогда, чтобы поступала солидная помощь от обладателей круизных яхт, заводов и лондонских особняков.
Заметьте, речь идет о детдомах не из сибирской глуши, где днем с огнем миллионера не встретишь, а о сиротских приютах столицы. Города, где миллиардеров одних - как селедок в бочке. Тут ведь едва ли не половина всех российских денег крутится.
Но, может, наши богачи просто переключились на дома престарелых, например?
- За 15 лет работы в этой системе я ни разу не видел, чтобы какой-нибудь богатей оказал нам приличную материальную благотворительную помощь, - говорит директор московского пансионата для ветеранов труда №19 Владимир Шматковский. - Хотя мы просили – и газовых монополистов, и золотых, и нефтяных... С концертом разве что волонтеры приезжают. А вообще-то у нас старикам никто не хочет помогать.
Как выяснилось, ситуация типичная. В абсолютном большинстве домов престарелых богатые россияне с благотворительными визитами тоже не появляются и на больных и одиноких не жертвуют.
Российский бизнес предпочитает не замечать трагических судеб ни старых, ни малых. Он до этого еще не дорос. Все, что может сказать он о благотворительности: «Нам бы налоговые льготы!..»
Возможно, когда-нибудь дети современных московских «богатеньких Буратино», поучившись в Лондоне или в Париже, все-таки поймут, зачем же нужна милость к ближнему. Их отцы, современные российские олигархи, могут хоть сейчас отвалить пучок миллионов на супер яхту, на яйца Фаберже, на футбольный клуб и даже на Олимпиаду в Сочи. Но на высший пилотаж – так, чтобы протянуть руку больному и беззащитному или хотя бы дать ему лишний рубль на лечение, а то и просто на кусок хлеба, они пока еще не способны. Потому и нет среди них крупных личностей. Ни одного нового Саввы Морозова, Павла Третьякова, братьев Бахрушиных или графа Николая Шереметева. В Москве олигархи еще не построили ни одной больницы, ни одного приюта для престарелых. Одни торговые центры. Такими они и войдут в историю: жадными, злыми и равнодушными к страждущим - как каменные истуканы с острова Пасхи.
Александр Данилкин
|