Михаил ЗАДОРНОВ, писатель: БОРОТЬСЯ НАДО НЕ ПОЛИТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ, А ДОБРЫМИ И НУЖНЫМИ ДЕЛАМИ
Самое противное, что было в моей молодости, — я знал много людей, которые верили в социализм. Самое противное сегодня то, что многие считают капитализм наилучшим устройством общества. Противнее этого только то, что нас пытаются заставить поверить в то, что ЕГЭ полезно нашему образованию. Такое ощущение, что и впрямь в Кремле засела секта свидетелей Егэовы. У русского народа основной амортизатор горестей и печалей — это чувство юмора, поэтому российское здравомыслящее человечество ответило тем, кто внедрил ЕГЭ, проклятием: “ЕГЭ твою мать!” На большее сегодня Россия неспособна. Сколько образованных, интеллигентных, личностно мыслящих людей обоснованно доказывают, что ЕГЭ опаснее, чем пресловутый кризис, но никто их, к сожалению, не слушает. ЕГЭ опасен своим форматом — из нашего молодого поколения хотят сделать шпунтико- и болтикообразных среднечеловеков. Извечный вопрос: “Что делать?”. Чернышевского нет, ответить некому. А мне думается так: в России в веках все здравое делалось не по приказу власти, а вопреки командам сверху. Может быть, так и сегодня надо? Я решил, что бороться надо не политическими методами, а добрыми и нужными делами. И самым первым таким делом стало открытие русской библиотеки в Риге. Мне говорили: “Зря ты это затеял. В наше время библиотека никому не интересна”. Но два рижских бизнесмена меня поддержали. Алексей Шейнин, глава издательского дома, обеспечил информационную поддержку, а предприниматель Игорь Малышков отдал под библиотеку свой офис. Мы оказались правы — уже за первые два месяца было выдано три тысячи читательских билетов. Конечно, это в основном люди от 40 до 60 лет, но есть и молодежь, и с каждым месяцем приобщается все больше.
Библиотека получилась не похожей на пыльные советско-антикварные. В книжных магазинах покупателям трудно самим найти стоящую литературу среди обилия липкого чтива, поэтому они с удовольствием идут в библиотеку. Здесь все устроено так, чтобы заинтересовать читателей. Например, я обратился к нескольким известным людям с просьбой дать свои рекомендации, что почитать. Они откликнулись, и мы сделали отдельные полки с книгами, рекомендованными Никитой Михалковым, Евгением Евтушенко, Лионом Измайловым…
Когда о моей затее узнал руководитель крупнейшего российского издательства, он предложил предоставить бесплатно 10 000 книг. А когда увидел мои восторженные глаза, добавил: “Нет, 20 000!” У нас уже более 50 000 книг. Когда люди узнали об открытии библиотеки, стали приносить свои книги из дома. Интересное наблюдение: бедные приносили свои любимые книги, а богатые отдавали те, которые не подходят к суперобоям после ремонта.
Библиотека стала притягивать молодежь. Из школ к нам присылают учеников средних и старших классов — помочь расставить книги, сделать компьютерный каталог. Интересно наблюдать за молодыми людьми, которые, просидев часы в Интернете, приходят к нам с совершенно вялыми глазами. А уходят с глазами-зажигалками. Вроде бы просто переставляли книги…
Лично мне с появлением этой библиотеки стало жить веселее — каждый день приносит что-то новое, порой грустное, порой радостное.
Недавно книги из библиотеки стали воровать. Сначала я расстроился, а когда узнал, что именно пропало, обрадовался. Народ, который ворует Умберто Эко и Кортасара, небезнадежен! Да, мы небезнадежны — ни одной книги Донцовой или Акунина не украли.
К чему я рассказал про библиотеку? Бояться ЕГЭ не нужно, просто с ним надо бороться нам всем — на местах. Когда-то у студентов МАИ была миниатюра со словами: “Это мне не надо, это тебе не надо, но раз надо — значит, надо!” Давайте так относиться к ЕГЭ. Раз власть считает, что надо, — простим ее. А наше дело — поставить под ЕГЭ обереги. Я свой оберег уже поставил — библиотеку. Если и остальные подойдут к этой беде с умом, всеобщая егэзация не пройдет.
P.S. Кстати, те, кто нам навязал ЕГЭ, своих детей обучают за границей, где он давно отменен или видоизменен. В таком виде, как у нас, он не существует даже в Америке. А нам, как всегда, слили “радиоактивные” отходы.
Михаил Задорнов
|