220 ВОЛЬТ ДЛЯ МЭРИ ПОППИНС
Лаборатории по всему миру разрабатывают учебных роботов. Это очень сложные устройства, которые могут общаться с людьми и учить их простым навыкам.
Несколько стран уже испытывают образовательные машины в школах. Южная Корея, известная своей любовью к высоким технологиям, «нанимает» сотни роботов в помощь учителям и как партнеров детям по играм в классных комнатах, а также экспериментирует с роботами, которые преподают английский.
Пока что роботы далеки от совершенства и могут научить немногому. Но все же самые продвинутые машины полностью автономны и управляются искусственным интеллектом при помощи программ распознавания движений и речи. Это делает их достаточно умными, чтобы в выполнении отдельных задач сравняться с людьми.
Новые технологии появляются с огромной скоростью, и, как утверждают исследователи, «образовательные» роботы скоро смогут не только учить, но и в процессе этого учиться сами. Это сделает их бесконечно терпеливыми, очень знающими преподавателями, которые успешно смогут работать в сфере иностранных языков или терапий, используемых при лечении проблем развития вроде аутизма.
В Калифорнийском университете в Сан-Диего робот по имени RUBI не сразу нашел подход к детям. К концу его первого рабочего дня пара мальчишек отломала ему руки. После этого инженеры запрограммировали RUBI на то, чтобы он кричал, когда его тянут за руки. Услышав крик, его ученики быстро отходили.
Работа RUBI уже принесла результаты. Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего, Массачусетского технологического института и финского Университета Йоэнсуу в прошлом году опубликовали статью о том, что робот помог значительно расширить словарный запас девяти детей ясельного возраста.
Важнейшим фактором является скорость реакции роботов. В ходе недавнего эксперимента в яслях в Японии ученые выяснили, что даже если робот просто раскачивается или трясется в том же ритме, в котором качается или двигается ребенок, это может быстро увлечь даже очень трусливых детей-аутистов.
«Ребенок начинает замечать эту синхронность поведения и идет навстречу», — говорит один из авторов эксперимента Марек Михаловски из Университета Карнеги-Меллон в штате Пенсильвания. — На этом взаимодействии можно завязать социальное поведение вроде зрительного контакта, игры в повторение движений — вещей, с которыми у подобных детей проблемы».
В исследовании, финансируемом Национальными институтами здоровья в Бетесде, штат Мэриленд, ученые из Коннектикутского университета проводят сеансы терапии для детей с аутизмом при помощи французского робота по имена Nao, гуманоида ростом в 61 сантиметр.
Робот, дистанционно управляемый терапевтом, показывает приемы боевых искусств — удары ногами и руками — и призывает детей повторять за ним. Затем он предлагает им задавать темп самим.
«Я просто обожаю роботов. Я знаю, что это сеанс-терапия, но, по-моему, это просто весело», — говорит Сэм, 8-летний мальчик с синдромом Аспергера.
В общем, чтобы стать по-настоящему эффективными преподавателями, роботам придется делать то же, что делает любой хороший учитель: учиться у своих учеников понимать, какие уроки увлекают, а какие проходят мимо ушей.
Но если социальные роботы будут развиваться так же, как другие компьютерные технологии, у родителей могут возникнуть более актуальные вопросы: «понимает» ли этот робот моего ребенка? соответствует ли его стиль преподавания нуждам моего сына, талантам моей дочери?
То есть те же вопросы, которые можно было бы адресовать любому учителю.
Бенедикт Кэри
Джон Маркофф
|