ГОРИТ ПОЧТИ ВСЯ СТРАНА
Сообщения о пожарах в России сегодня больше напоминают сводки военных времен: сколько домов сгорело, сколько человек пострадало и погибло, где появились новые очаги возгорания, сколько людей и техники задействовано на тушении. И данные меняются ежечасно, заставляя с тревогой всматриваться в скупые строки. Не горит ли рядом с нами? Когда ждать очередную волну дыма?
За минувшие сутки в России возникло несколько сотен новых очагов лесных пожаров. Всего по стране огнем охвачено более 120 тысяч гектаров. На территории РФ зарегистрировано 774 очага природных пожаров, в том числе 74 — торфяных, сообщает МЧС России. В списках погибших уже 30 человек, сгорели в общей сложности 1875 домов, в которых жили 2210 человек. Режим чрезвычайной ситуации введен в 14 регионах Уральского, Приволжского и Центрального округов. С пожарами борются 238 тысяч спасателей и военных. В их распоряжении 25 тысяч единиц техники, задействована вся авиация МЧС. Но и это пока не спасает ситуацию. Наиболее сложная ситуация в Воронежской, Московской, Рязанской и Нижегородской областях. Угроза пожара грозит 200 населенным пунктам. Оттуда продолжается эвакуация населения и отдыхающих в экстренном режиме. Горит лес в Окском биосферном заповеднике на площади около 2,5 тысячи гектаров. Ситуация осложняется сильным ветром.
Ущерб от лесных пожаров в европейской части России оценивается в 5 млрд. рублей. По словам министра финансов Алексея Кудрина, эта сумма будет расти. Контроль над расходованием средств на борьбу с последствиями и выплаты пострадавшим осуществляет прокуратура. Премьер России обещал погорельцам, что их дома будут восстановлены до конца октября.
В субботу стало известно, что глава Выксинского района Нижегородской области Алексей Соколов, где сильнейшие пожары унесли жизни 14 человек, отправляется в отставку. Пожары в Выксинском районе стали крупнейшими по площади в европейской части России. По данным МЧС, из-за прохождения огненного шторма полностью сгорели село Верхняя Верея из 341 дома и деревня Шернавка из шести домов, частично сгорели еще две деревни.
Ситуация с пожарами может осложниться в 17 субъектах России, где уже сложилась неблагоприятная пожарная обстановка, сообщил глава МЧС Сергей Шойгу. Серьезная ситуация сложилась во Владимирской, Московской областях и в Карелии, где низовые пожары переходят в верховые. Министр подчеркнул, что верховые пожары распространяются очень быстро, в Нижегородской области огненный смерч достигал скорости 100 метров в минуту. “Мы за шесть часов получили площадь пожара в 82 тысячи гектаров. Огненный смерч перескочил 250-метровое озеро, как лужу”, — рассказал Шойгу. Сила воздушного потока вырывала деревья с корнем. Огневые штормы — крайне редкое явление, которое характеризуется сплошным пожаром, когда продукты горения распространяются по восходящему потоку, а свежий воздух с большой скоростью поступает внутрь охваченной огнем территории. Из-за постоянного притока кислорода бороться с таким пожаром практически невозможно.
Кто виноват?
Как всегда обыватели, да и чиновники начинают искать крайнего. Кто проглядел? Почему вовремя не подготовились?.. Как будто пожары начались в этом году первый раз, а все предыдущие годы все службы не тушили торфяники и лес. Такой аномальной жары, конечно, никто не ожидал. Но о том, что нужно менять и реконструировать всю систему пожаротушения лесов, тот же глава МЧС Сергей Шойгу кричит уже несколько лет. У нас же принято считать, что если что-то случилось — везде работает МЧС. И действительно: службы МЧС работают на всех сложных участках, даже на тех, за которые не отвечают. И на них потом, как и в этот раз, все шишки валятся. А как же остальные службы, которым выделяются огромные средства на закупку техники, увеличение штата...
На прошедшем в субботу селекторном совещании премьер-министр Путин отметил, что для борьбы с пожарами было сделано не все, но сейчас не время выяснять отношения и нужно консолидироваться. Он, конечно, прав. Разбор полетов еще предстоит. Но уже сейчас можно сделать определенные выводы.
На этом же совещании глава МЧС напомнил, что по действующему законодательству за охрану лесов от пожаров отвечают местные власти. “Где-то они подготовились лучше, где-то хуже. Кроме того, это прямая ответственность Рослесхоза. И в такой ситуации мы должны были бы работать под координацией этого агентства”, — подчеркнул министр. МЧС отвечает за тушение пожаров в населенных пунктах. Если оголить города и бросить все силы на тушение лесных пожаров, кто будет тушить наши дома? Только в Москве за прошедшую неделю было несколько крупных пожаров. Сейчас из Уральского округа в ЦФО и Приволжский округ перебрасываются спасатели. Также решается вопрос о переброске дополнительных сил из Сибири.
Два года назад Сергей Шойгу на заседании правительственной комиссии сказал: “Должны быть меры воздействия на руководителей субъектов, чтобы они занимались тушением лесных пожаров. Сейчас мы не имеем реальных рычагов контроля, чтобы средства (из федерального бюджета) действительно шли на тушение пожаров и закупку новой техники”.
Главной темой и тогда, как и сейчас, были лесные пожары. В соответствии с Лесным кодексом, который вступил в силу с 1 января 2007 года, работы по подготовке к пожароопасному сезону возложены на органы исполнительной власти субъектов Федерации РФ. А за Рослесхозом сохранилась функция организации и проведения мониторинга пожарной опасности в лесах и контроля за исполнением органами госвласти субъектов РФ. В прошлом году выяснилось, что на счетах субъектов РФ остались незадействованными выделенные на пожарную безопасность порядка 2 млрд. рублей, которые надо было бы направить на приобретение новой противопожарной техники.
Годом раньше, в апреле 2008 года, обращаясь к представителю Рослесхоза, глава МЧС отметил: “Мы получаем ситуацию, что деньги из федерального бюджета субъектам выделены, а никто не смотрит, как они расходуются. Складывается такое впечатление, что вы рассказываете, как все было плохо сделано в прошлом году при разграничении полномочий (между субъектами и федеральным центром). А вы сидите и смотрите. За чем вы смотрите?” По его словам, для борьбы с лесными пожарами нередко приходится поднимать силы МЧС, которые предназначены для тушения пожаров в населенных пунктах. Сделал он тогда замечание и Росприроднадзору, посетовавшему на нехватку людей.
“Если вы не можете выполнить эту функцию (надзора), зачем вы ее взяли? 680 инспекторов — что вы можете сделать? Раньше этим (надзором) занимались 50 тысяч человек. Надо передавать функцию тому, кто может ее выполнить, — сказал Шойгу. — Это не частная лавка, а безопасность страны, поскольку горят населенные пункты и гибнут люди. К порученному делу так относиться нельзя”.
Не правда ли, очень напоминает сегодняшнюю ситуацию?
МЧС еще тогда обратило внимание на необходимость создать федеральный резерв из сил МВД, МЧС и Минобороны для тушения лесных пожаров в регионах в случае необходимости. Все материалы и предложения по созданию федерального резерва были подготовлены и направлены в правительство для принятия соответствующего решения. Может, стоит обратить внимание на это предложение хотя бы теперь и разобраться со слабыми сторонами Лесного кодекса?
Олег Фочкин
|