ЗОВИТЕ КАРЛСОНА
Все еще будет: и зимняя прохлада, и снегопады, и обогреватели. Но сейчас мы все мечтаем об исчезнувших из магазинов вентиляторах и кондиционерах. Они вдруг пропали... А там, где еще остались, цены на них поднялись аж в несколько раз.
Как это ни странно, но мне в связи с нынешней летней духотой на днях пришлось вспомнить... рассказ знакомого дипломата, который в семидесятых годах прошлого века оказался в Нью-Йорке как раз в тот момент, когда там случилась знаменитая энергетическая авария, окунувшая на много часов в темноту весь гигантский город. Оказывается, в ту кошмарную для мегаполиса ночь самым ходовым товаром у горожан стали... обычные карманные электрические фонарики. Их покупали и стар, и мал, и богач, и бедняк. И фонарики эти были для многих настоящим спасением.
- Я тогда тоже пошел в ближайшую лавку, - рассказывает дипломат, - и тоже купил себе фонарь. Желающих «офонареть» было много. В лавку постоянно входили все новые покупатели и просили продать им «вон тот черный фонарик за три доллара».
Дипломат дождался, когда очередной покупатель уйдет с новеньким фонарем, и спросил у хозяина заведения: почему, мол, сэр, вы так неразумно торгуете, упуская собственную выгоду? Фонари в эту ночь - громаднейший дефицит, и вы спокойно могли бы их продавать не за три доллара, а хотя бы, ну... за десять - все равно ведь купят.
Нью-йоркский лавочник сначала удивленно посмотрел на иностранца, а затем как неразумному дитяте разъяснил: «Я стою за этим прилавком вот уже не один десяток лет. Мой бизнес идет нормально, постоянных покупателей хватает. Если я сегодня стану продавать эти фонарики по цене десять долларов, прибыль за эти сутки у меня действительно увеличится. Но завтра, когда аварию ликвидируют, все мои постоянные покупатели уйдут от меня и начнут постоянно покупать товар у моего конкурента. Потому что он не польстился в эту темную ночь на разовый навар и продавал фонари, как и раньше, по три доллара за штуку».
Про эту забавную и весьма поучительную нью-йоркскую историю я вспоминал не раз - поводов хватало. И вот появился еще один - московское пекло. Доведенные жарой до отчаяния, тысячи москвичей ринулись в магазины за ветродуями. И увидели там, как в полузабытые девяностые годы, пустые полки. Хмурые продавцы крупных гипермаркетов отвечали одно и то же: «Вентиляторов нет, и не знаем, когда они будут».
Потеряв надежду отыскать что-нибудь подходящее в интернете, я решил действовать по старинке. Обойдя в поисках ставшего вмиг дефицитом вентилятора все окрестные магазины, наконец наткнулся на мелкое торговое заведеньице, где висело объявление: «Вентиляторы будут завтра после обеда». На следующий день я туда пришел, как и предлагали, после обеда. Но и после обеда вентиляторов все еще не было.
- Машина с товаром уже в пути, - обнадежила продавщица.
- А почем будет товар? - для порядка поинтересовался я.
- Если привезут, то где-то около 4 тысяч за штуку.
Я обомлел. М-да-а... Всего несколько дней назад эта модель стоила около восьмисот рублей. А тут сразу прайс рванул на четырехкратный рекорд. Однако... Такие деньги пускать на домашний ветер сможет не каждый.
Ждать товар расхотелось. И я решил еще раз пройтись по магазинам, заглянуть на рынок. И вскоре стал свидетелем чуда. Сразу в нескольких будках увидел выставленные на продажу вентиляторы. Вот повезло!
Но сиюминутную радость тут же омрачили наскоро написанные от руки ценники. На всех образцах, которые еще недавно не тянули и на тысячу, гордо красовались цены: от трех тысяч и выше.
Спрашиваю, глядя в честные глаза продавцов: не слишком ли велика прибыль в 300 процентов? Все продавцы отвечали одно и то же: «Понимаете, мы-то тут ни при чем. Это там, на базах взвинтили цены. Ну и нам ничего не остается, как поднимать цену».
Поиски обыкновенного вентилятора я продолжил уже из спортивного интереса - неужели так и не найду нормальных торговцев? Обошел, кажется, пол-Москвы. Увы, но таковых, совестливых, так и не нашел. А там, где изредка возникал на прилавке вентилятор, нули на ценнике роились, как пчелы в улье.
Продавцы убедительно разъясняли мне, почему вдруг пропали кондиционеры и сплит-системы, растолковывали про трудности торговли и сообщали, когда же в Москву завезут новые промышленные партии китайских вентиляторов. Выходило, ветродуи доставят не раньше середины осени.
Умаявшись от вынужденного круиза по магазинам, я несколько раз подходил к киоскам, чтобы освежиться, купить обыкновенной питьевой воды. Но и там меня ждал сюрприз. Как оказалось, водица у смышленых продавцов тоже подорожала. В два раза, а то и больше. Хотя завозили ее не из Китая и не из далекого бананово-лимонного Сингапура, а в лучшем случае из Мытищ.
Разъяренный неудачами и всем этим торговым беспределом, я набрал номер Национального фонда защиты потребителей. Все-таки любопытно было узнать, как там специалисты смотрят на подобные нарушения прав потребителей.
- А никаких нарушений прав потребителей в данном случае нет, - устало, но сочувственно пояснил мне представитель фонда. - Предприниматели имеют право предлагать товар за свою цену, есть даже такой закон - «О защите прав хозяйствующих субъектов».
По словам сотрудника фонда, в последние дни телефон у них просто раскалился: «Нам уже который день звонят и по поводу взлетевших до небес цен вентиляторов, и про торговые ужасы с питьевой водой и другими прохладительными напитками, и про другие сезонные торговые чудеса. Но мы им всем, к сожалению, отвечаем одно и то же: официальных оснований привлечь таких бизнесменов-хапуг к ответственности у нас нет».
Примерно такие же ответы мне пришлось услышать при разговоре с сотрудниками разных торговых инспекций, комитетов в защиту потребителей и прочих организаций. Что же выходит: обыкновенный бытовой вентилятор стал лакмусовой бумажкой российской рыночной цивилизации?.. Что же делать? Один из чиновников все-таки дал мне совет: «Зовите Карлсона, у него вентилятор всегда при себе».
По дороге домой я опять невольно вспомнил про того нью-йоркского лавочника - откуда только они там такие берутся? Может, там граждане сделаны из другого, более правильного теста? А потом вдруг меня осенило: да ведь в той же Америке сегодня куча наших соотечественников, которые сделали деньги в России, а затем переправились за океан и обустроились там. Кто-то сумел даже и там открыть свой бизнес. Кто ворочает там миллионами, а кто-то сидит в каком-нибудь магазинчике на Манхэттене или в Лос-Анджелесе и продает там вентиляторы и питьевую воду - жара она и в Штатах жара. Но никому из них, правдами и неправдами оказавшихся там, почему-то не приходит в голову продавать товар в три-четыре раза дороже, чем он на самом деле стоит.
Впрочем, там бизнесмены-рыночники и дефицит вентиляторов вряд ли допустят. А у нас... Вот вроде и рынок теперь, и кошмарить бизнес запрещают, но регулировать этот «рыночный» беспредел в России некому. Торговцы оправдываются: «Невиноватая я!..» А сами дело ведут нецивильно, с нахальным нахрапом. Хотя ведь многие наши короли российского бизнеса и завсегдатаи московского рынка вроде бы и всякие там лондонские и нью-йоркские бизнес-школы позаканчивали, и заграничными дипломами обзавелись, и детей теперь своих там же учат. Не знаю, получится ли у детей, но у отцов их сегодня бизнес в России по-прежнему больше похож на разбитую телегу, в которой сидит очумевший от хапков и жадный до чужого добра неумеха-мужик. Мужлан, готовый за навар обобрать родную мать, погоняет кнутом загнанную клячу, а в глазах у него стоит «домик-садик-огородик» из какого-нибудь лондонского предместья.
Александр Данилкин
|