Татьяна МИХАЛКОВА, президент Благотворительного фонда «Русский силуэт»: ПЕРЕНЕС КАРМАН — ИЗМЕНИЛ РОДИНЕ
Я несколько лет проработала манекенщицей в Доме моделей на Кузнецком мосту,. Еще Грибоедов писал: «Кузнецкий мост и вечные французы». Это вообще всегда было место, наполненное модой. А в советское время репутацию главного модного места столицы создавал Всесоюзный дом моделей. Он появился уже после войны, в сталинские времена. Кузнецкий мост, 14 — это знаменитое здание с огромными витринами. Кажется, там было все только самое лучшее. На Кузнецком разрабатывались основные направления отечественной моды, распространявшиеся впоследствии на все республики СССР. Все до единого эскизы, все выкройки создавались там. Также в Доме моделей утверждались коллекции, которые отправлялись за рубеж, там работали лучшие модельеры и существовала одна из лучших в стране библиотек о моде. Это был настоящий центр моды и идей.
И, конечно, первые лица государств обязательно приезжали туда с визитами. Особенно часто на Кузнецком бывали супруги первых лиц, принцессы, жены шахов. Специально для высоких гостей организовывали спецпоказ. Иногда показ делали даже для двух-трех человек, естественно, важных персон. Помню, например, приезжал президент Америки Рональд Рейган с женой Нэнси. У меня даже сохранились фотографии с той встречи…
Хотя считалось, что в Советском Союзе нет ни моды, ни секса, но, однако ж, население увеличивалось, а дизайнеры создавали одежду, в которую одевалась вся страна. Да, возможно, она была не того качества, как хотелось. Ведь раньше считалось, если ты изменил вытачку — ты изменил своей стране и раскрыл секреты безопасности. Нельзя было даже перенести карман, все — только по ГОСТам. Но вот сейчас все эти ГОСТы заменили, и это позволило тому же самому Китаю производить массу дешевой и не самой качественной продукции. Так что все-таки хорошо, когда есть своя мода!
Однако теперь на Кузнецком мосту я вижу одни иностранные бутики, а наших нет. А все потому, что, когда стена, отделяющая Европу от России, рухнула, к нам пришли все те иностранные дома, о которых мы раньше только слышали. Мы на них буквально молились, ходили на их презентации. Нам же показывали старые коллекции, которые уже давно прошли в Париже и Милане. Но мы же так скучали по моде, так хотели быть модными, поэтому радовались и этому. Те же малиновые пиджаки Версаче ведь изначально были очень популярны, а уже потом вошли в разряд антимодных вещей, когда над ними просто начали смеяться… А какие очереди выстраивались в ГУМ, когда там были распродажи!
Люди, изголодавшиеся по нормальной одежде, расхватывали все заграничное, джинсы. Я еще тогда с ужасом думала, что российского дизайна нет и не будет. Лихие 90-е сильно прошлись по миру моды. Согласитесь, создавать Дом моды с нуля и конкурировать с Европой, с домами, которым уже по 50 и более лет, практически нереально. Так, кстати, и родилась идея создания Благотворительного фонда «Русский силуэт» в помощь молодым дизайнерам. Важно было поддержать конкурсом молодежь, дать шанс попробовать свои силы.
Меня иногда спрашивают, не скучаю ли по старой Москве? Скорее, по ощущению свободы и открытости. Мне кажется, это напрочь исчезло в людях, все стали какие-то озабоченные, деловые. А еще появилось очень резкое разделение на богатых и бедных, раньше такого не было. Духовную составляющую жизни подменила материальная. Раньше ведь все жили идеей, пятилетками, БАМом, все время строили что-то. Да и любили как-то по-другому, по-тургеневски, чувства были более бескорыстны. Скорость жизни была иной.…
Нет-нет, я не говорю, что Москва сейчас хуже. Просто она стала какая-то другая и людей воспринимает по-другому. Раньше, для того чтобы человек состоялся, он должен был обладать теми или иными способностями. Тогда требовалось доказать, чего ты в действительности стоишь. А сейчас очень многое можно купить — славу, признание. Это неправильно.
Мария ЕГОРОВА
|