ПЯТЬ ЧАСОВ - И ВЫ ТАЛАНТ!
Профессор Юрий Петрович Азаров, талантливейший человек – известный писатель, художник, педагог. Кроме педагогических книг, ставших бестселлерами - "Семейная педагогика", "Искусство воспитывать", "Педагогика Любви и Свободы", "Сто тайн детского развития" и другие, - им написаны десять романов, пять из них изданы общим тиражом свыше четырех миллионов экземпляров, созданы тысячи живописных работ: исторические и библейские сюжеты, портреты и пейзажи. Его произведения переведены и высоко оценены в США, Канаде, Китае, Японии, Индии, в странах Европы и СНГ. А еще он создал методику ускоренного развития дарования человека. Наш корреспондент встретился и побеседовал с ним о творчестве и жизни.
- Юрий Петрович, вы всю жизнь работаете, выявляя и развивая таланты людей, а что вы думаете о талантливом человеке вообще и, в частности, каково ему, в нашей стране?
- Четверть века я занимаюсь проблемой ускоренного развития человеческих способностей. Несмотря на поддержку общественности, СМИ, многих просвещенческих структур, я постоянно встречаю упорное, открытое и тайное, стремление растерзать, удушить, уничтожить – нет, не меня, а тех, чей талант и даже гениальность явно проявились и должны были реализоваться в преобразовательной деятельности страны. В своих книгах я рассказывал о том, как по разным причинам, а фактически по одной (ненависть к талантам!), изгоняют творческих учителей, хотя так беден ими мир божий. Я вижу сонмища талантоненавистников, жаждущих расправ и распятий, которые любой ценой стремятся утвердить свою посредственность. А сегодня еще одна гнусность прибавилась: бешеная погоня за наживой. Талант в коллективе – это всегда взрывное устройство: попробуй догадайся, что он выкинет. А бесталанная серость – это всегда покой, надежность, предсказуемость: обкрадывай кого угодно – смолчат, между собой пошепчутся, позавидуют, а голоса против сильных мира сего не подадут. И начальство бережет серость: как же без нее – это народ!
И еще одна проблема – это преодоление бюрократического авторитаризма, который парализует и школу (высшую и среднюю), и социальные институты, и производство, и науку. Россия всегда славилась изощренностью в способах уничтожения своих дарований: надо ли перечислять, скольких гениев она загубила?! Сегодня отношение к талантам и дарованиям нашей земли ужесточилось. Чего стоит одна только цифра: 3 миллиона подростков стали беспризорниками! Сколько среди них даровитых молодых людей с высшими способностями, в развертывании которых так нуждается страна! А самочувствие тех замордованных перегруженными программами и авторитарными режимами детей, среди которых 70% думают не о жизни, а о смерти, детей с заниженными самооценками, ибо пребывают в семьях репрессивного типа, в школе репрессивного типа, в общении сверстников того же репрессивного типа. Такими были многие ответы второклассников, шестиклассников, старшеклассников и студентов вузов в моих опросах.
Я с группой педагогов и студентов, в том числе и Европейского университета права, создал педагогику ускоренного развития дарований на основе Любви, Свободы и Созидания, высоко оцененную у нас и за рубежом. Я назвал ее трансцендентальной.
- Видимо, поэтому в качестве одного из главных инструментов по раскрытию таланта в человеке вы предлагаете живопись?
- Конечно. Правильность выбора подтверждает вся культурно-историческая практика. Японцы говорят, что технический прогресс они выиграли благодаря 12 часам рисования в начальной школе. У нас – один час. В США на уровне Белого дома было принято решение ввести в старших классах 3 часа рисования. У нас – ни одного.
Между тем живопись наиболее оптимально развивает главную способность любого профессионала – умение видеть предмет или явление, умение образно мыслить. Наша беда в том, что на известном этапе из отечественной культуры духовность была изъята вообще. Ее главное звено – талант созерцания – уничтожено и подменено навалом из ощущений и восприятий, непосредственно связывающих мышление с бытием.
- Вы используете метод ускоренного развития дарований путем семинара-тренинга. Расскажите об этом поподробнее.
- Участвовать в одном семинаре могут до 50 человек в возрасте от 5 до 70 лет. Не имеет значения, какой они профессии и брали ли они когда-нибудь в руки кисть и краски. Педагог предлагает им освоить психотерапевтические методики и ознакомиться с различными техниками художников. Затем участники семинара должны написать и оформить для вернисажа две работы, которые оценивают жюри из художников-профессионалов. Кроме того, каждый должен по мотивам своих работ создать музыкальное произведение и сыграть его на фортепиано.
- Что вы считаете главным в семинаре?
- Вспышку духовных сил. Люди видят свои резервы, значит, цель достигнута. Кто-то из тех, кто участвовал в тренинге, впервые почувствовал, что у него есть талант. И то творческое состояние, которое родилось во время занятия, помогает им в их работе.
- Каковы секреты ускоренного развития дарований?
- Первое - вселить уверенность в свой талант у каждого. Второе - наглядно показать способы, приемы и формы создания неповторимых, сугубо индивидуальных работ. Третье - помочь каждому в первые секунды работы преодолеть страх в создании шедевра. Наконец, обязательно оформить работу и получить экспертные оценки специалистов.
Друзья давно говорят: «Тебе уже больше 80 лет! Брось ты этим заниматься, все равно таланты и патриоты никому не нужны». Но мне и моим единомышленникам в университете так не кажется. Только обидно, что время уходит. А в разработке этих проблем нельзя терять ни дня, ни часа: развитие профессиональных талантов в системе гражданско-патриотического становления личности гражданина России – важнейшее условие выхода из всевозможных кризисов. Здесь промедление – смерти подобно! Все восхищаются моей методикой.
- Не кажется ли вам, что это все слова. А на самом деле ни полшага не делается для того, чтобы вашу методику взять на вооружение, внедрить и узаконить в школах и вузах.
- Нет, не кажется, потому что у меня на полках стоит около 100 кассет, проведенных мною материалов, семинаров, где, как я уже говорил, за пять часов я выявляю и развиваю талантливость человека в возрасте от 5 до 70 лет. И при этом человек этот создает маленькие шедевры – живописные работы маслом, поэтические и музыкальные произведения.
- Вы сейчас говорите о себе, а я говорю о государстве и государственной воле.
- В Европейском университете права, где я работаю, в 21 год защищают докторские диссертации. И эти люди уже работают в команде президента. Вот такой результат.
Я сейчас предлагаю создать обучающиеся музеи. Это означает, что в этих музеях, во-первых, учащиеся сами создают творческие работы, а потом набирают определенный контингент всех желающих с ними сотрудничать, и они создают творческие работы, проявляя свою талантливость.
Конечно, важно, чтобы помогало государство, которое на словах меня поддерживает. С его стороны мне поступают только отписки, в которых говорится, что я молодец, хорошо делаю, продолжайте работать, но ни финансово, ни организационно никто из них не помогает.
Но сейчас дело немного вроде меняется. Например, тот же Никандров, президент РЭО, во-первых, дал предисловие к моей новой книге, которую издает издательство «Питер», 600 страниц, через два месяца она выйдет. Сергей Миронов высказывался обо мне хорошо. Хоть так публично они обо мне заявили. И потом везде и всюду они пишут обо мне: гениальный, пророк России, великий писатель, замечательный художник. Я не могу сказать, хорошо ли, плохо ли, но это признание. Это тот этап, который я должен был пройти, но, к сожалению, пока что широкого развития нет. Но я, надеюсь, будет.
- Причем это не только к вам относится, а вообще по всей стране так.
- Совершенно верно. Мне еще хорошо. Мне друзья говорят, что тебе, собственно, надо, тебя признала наша страна, тебя признали 27 государств мира. Они твою методику внедряют уже 15 лет. В Оксфорде и в Калифорнийском университете обязывают студентов ссылаться на мои работы. Хотя никто мне никогда не заплатил ни копейки. Это все делается пиратским способом: берут, внедряют, даже без моего ведома. Это все, конечно, немного удручает.
- И тем не менее в ваших глазах я вижу надежду.
- Но что поделаешь, тем не менее я верю. Мой друг сказал: «Рембранд просил милостыню, Ван Гог покончил с собой от бедности, от негативного отношения к нему людей и властей. Пушкин погиб, тоже неслучайная смерть. Не признан был Достоевский. Оказывается, Некрасов вместе с Анненковым организовали целую компанию травли Достоевского. Поэтому, надо умереть и тогда все у тебя пойдет.» Но я все-таки верю, что мои идеи воплотятся еще при жизни.
- С РПЦ вы общаетесь? Вы не пробовали на них выйти?
- Как же?! Даже активно пробовал. Я писал патриарху Кириллу, но он не ответил. Короче говоря, ни один из них, к кому я обращался, к Путину, Медведеву, Кириллу, не ответили мне. Я об этом написал в романе «Триумф». А издание этого произведения оплатил мой сын. Но все-таки гонорар-то должны бы заплатить?! В разных странах издают мои книги, но мне не платят. Мне должны платить 50 процентов от реализации, но иногда дают только копейки. А мне связываться с судами нет ни времени, ни сил.
Я работаю с такой мощностью! Моя работа – мольберт и письменный стол – меня спасают от болезней. У меня сразу все восстанавливается: и ясность, и четкость, и мысль, и настроение. И если к этому прибавить, что от меня семья отказалась – и жена, и дочь. Они говорят, нам не нужны твои гениальные вещи, нам не на что жить. Денег-то никто не платит. Хотя мне сын помогает, отдаю семье пенсию. Тем не менее вот такая жизнь у меня: пять лет не заходит моя супруга ко мне в комнату, что-то убрать, я уж не говорю о том, чтобы пищу приготовить.
- Тем не менее, не смотря на то, что все сложно и внешняя среда не способствует, а мир вас признал. За рубежом признали больше и раньше, чем у себя, на Родине.
- Да, больше. Ну и наше правительство тоже признало, это очень важно.
- Год у вас хорошо начался. Вы съездили во Францию.
- В Париже была потрясающая выставка – с презентацией, с признанием. Ничего подобного ни у кого не было. И не только в Париже, а и в Амстердаме – там специально уголок Азарова сделали.
- Париж вас принял на «ура».
- Да. Издатели мои книги продавали, но мне не говорят, так как тогда мне надо дать денег. Но я не сетую, не требую. Федоров, председатель ректоров столичных вузов, говорит, что обеспечат внедрение «Обучающиеся в музее» нашу технологию – ускоренное развитие дарований по всей стране. Я верю в это. Я, когда проводил эти семинары сам, то Людмила Анатольевна Курбатова, директор УВК, спросила: «А можно, я по этой методике проведу занятие с воспитателями детского садика?» Я только рад этому.
И провела, и эффект получился тот же какой у меня, хотя Людмила Анатольевна до этого никогда не брала кистей в руки. И уже на вернисаже она подчеркивала: «Продукт» деятельности – не самоцель, главное – рождение нового художественного самосознания, новой способности вести самые различные творческие занятия с учащимися на трансцендентальной основе».
О чем говорит этот эпизод? О том, что любой педагог в сжатые сроки способен не только освоить методы трансцендентальной педагогики, но и обучать других педагогов.
Здесь какая любопытная вещь? Христианство распространялось без академиков. Христос говорил, у него ни одной письменной работы не было. Это потом уже апостолы стали сочинять письма. Из уст в уста – этот метод древний. И то, что я использую в этом плане, это работает сейчас, тем более при телевизионной технике это легко все сделать. Нужна хоть какая-то поддержка, небольшая со стороны. Но в то же время тогда надо будет ликвидировать академию, а этого никто не хочет.
Дарья Желнорович
|