КРУТИТЬСЯ ПРИХОДИТСЯ НАМ ОДНИМ
Вот уже восемь лет столичная журналистка Наталья Желнорова и ее семья бьются над спасением родового гнезда Никулина в Демидове.
Все тяготы по строительству дома – и финансовые, и организационные – легли на плечи Натальи Николаевны и ее семьи. Самыми активными помощницами все эти годы для нее были мать и дочь Дарья. Попытки добиться поддержки родственников Никулина, общественных организаций или фондов, областных или районных властей на Смоленщине не увенчались успехом. Никто не дал ни копейки.
- Наталья Николаевна, расскажите, как вы стали хозяйкой этого дома?
- Однажды нам позвонили знакомые, которые сказали, что дом Никулиных продается. Дом, в котором великий актер родился и провел детство. За последние десятилетия он ни разу не выставлялся на продажу. Все это время дом переходил от одних владельцев к другим. Но это не были родственники семьи Никулиных. Звонок натолкнул меня и мою семью на мысль создать в Демидове музей-усадьбу любимого артиста. Мешкать было нельзя. Ведь в любой момент дом могли купить и сделать из него или загородную дачу, или вообще снести, чего доброго.
Прежде всего о продаже родового гнезда Никулиных я сообщила в цирк на Цветном бульваре (генеральным директором и художественным руководителем цирка является Максим Никулин. – Прим.авт.). Ведь Максим Никулин частенько бывает в Демидове, где ежегодно проводится фестиваль циркового искусства, на который съезжаются молодые артисты из разных уголков страны. А Максим Юрьевич на этом фестивале председательствует. Ответа не последовало. Тогда я позвонила в цирк лично. Меня соединили с Максимом Никулиным, который сразу же дал понять, что у него нет возможности приобрести этот старый дом. Попытка заручиться поддержкой благотворительного фонда имени Никулина также не увенчалась успехом.
Однако это не заставило нас отказаться от идеи создания привлекательного и интерактивного культурного центра из родового гнезда актера. Тем более что мы сами земляки Никулина. И этот центр стал бы дорогим местом и для нас. А со временем, возможно, и родственники Никулина загорятся идеей создания дома-музея. Так созрело решение приобрести этот дом.
- А сам Юрий Никулин, уже став знаменитым на всю страну актером, помнил о своей малой родине, где прошло его детство?
- Несомненно. Он даже давал деньги на шифер для ремонта крыши этого дома, когда жильцы не могли оплатить починку прохудившейся кровли…
- Так вы все-таки дождались поддержки от родственников актера?
- Три года мы ждали ответа от родственников Никулина по поводу участия в создании усадьбы-музея. Все это время купленный нами дом простоял без ремонта и медленно разрушался. Ждать дольше было нельзя. Поэтому мы решили немного отреставрировать дом и наполнить его вещами, принадлежавшими Юрию Никулину и рассказывающими о его жизни.
В это время в Демидове как раз был Максим Юрьевич, который приехал на фестиваль циркового искусства. Мы встретились с ним и попросили его высказать свою точку зрения на судьбу родительского гнезда. Может быть, мне показалось, но складывалось впечатление, что ему тяжело видеть отеческий дом. Он молчал. Позже его коллеги сказали, что экспонатами они нас обеспечат, но средств на восстановление дома у цирка нет. Тем более что реставрировать дом уже не имело никакого смысла. Нужно строиться заново, с нуля.
Скажу честно, мы не ожидали, что все тяготы по сносу старого и возведению нового дома лягут только на нас. Но, видимо, так было угодно судьбе.
- Что уже сделано вами за эти пять лет?
- Летом 2006 года мы снесли сам дом и прилегавший к нему амбар. После чего начали возводить новый фундамент на том же месте и в тех же границах, что и прежний. Заказали сруб. Долго договаривались с подрядчиком по поводу формы расчета. Но, к счастью, он вошел в нашу ситуацию и согласился с тем, что мы будем рассчитываться за сруб целый год. В 2007-м сруб поставили. Целый год он был покрыт временной крышей из рубероида. За это время мы пытались скопить хоть немного денег, чтобы продолжить стройку, которая так неожиданно свалилась на нас. Эта стройка и радовала, и огорчала. Иногда опускались руки. Но глядя на то, как дом постепенно растет, претворяя в жизнь идею о создании культурного центра, мы чувствовали, что силы возвращаются.
Сейчас нам предстоят работы по внутренней отделке: нужно сделать полы, потолки, лестницу, заказать окна, двери, соорудить на мансарде перегородки… И много еще чего.
- К 90-летнему юбилею Никулина, который будет праздноваться в следующем году, успеете?
- Вряд ли. Но очень хотелось бы.
- Наталья Николаевна, о чем шла беседа с губернатором Сергеем Антуфьевым, когда он в июле этого года посетил стройку дома-музея? Он обещал помощь?
- Мы о многом общались. В числе прочего Сергей Владимирович предложил установить памятник Юрию Никулину перед домом-музеем. Сам памятник должен представлять из себя Никулина, несущего на плече тяжелое бревно. Ведь Юрий Владимирович был великим тружеником. Мне эта идея губернатора очень понравилась.
- А каким вы видите дом-музей Никулина?
- Во-первых, это еще одно из восстановленных культурных мест, которое станет напоминанием современникам и потомкам о наших талантливых земляках. Во-вторых, это место радости, вокруг которого будут собираться позитивные люди. Здесь можно будет посмотреть старые добрые комедии. Для этого мы хотим приспособить здание амбара под небольшой кинотеатр. Здесь можно будет посмеяться над анекдотами великого шутника, поразмышлять о перипетиях его жизненного пути, послушать его коллег, которые приедут сюда отдохнуть. Ведь места здесь удивительные: чистейший воздух, в паре минут ходьбы чистейшая речка Каспля. В-третьих, каждый сможет оставить здесь свой стих, шарж или здесь же смастерить фигурку клоуна, которая пополнит коллекцию музея… Но самая главная идея этого места – даже когда вокруг все плохо, мы будем выживать и будем смеяться, и тем самым украсим свою жизнь оптимизмом, присущим нашему знаменитому земляку.
Марина СЕРГУЧЕНКОВА
МК Смоленск
|