МГНОВЕНЬЕ… И МУЗЫКА ЗВУЧИТ!
Леонора Дмитерко - выдающаяся скрипачка, заслуженная артистка России, солистка Москонцерта, автор оригинальной исполнительской методики, позволяющей мгновенно постигать произведения любой сложности. А.Эшпай сказал о ней: «Скрипачка, обладающая изумительным талантом. Высочайший профессионализм, феноменальная память, огненный темперамент и природный артистизм присущи ей. Она живет музыкой…»
Л. Дмитерко - автор множества редакций и переложений для скрипки сочинений современных композиторов. Ей посвящены произведения композиторов А. Эшпая, Г. Чернова, А. Самонова, В. Лоринова, О. Курбан-Ниязова и др.
В 2004 году Дмитерко наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а на днях накануне своего дня рождения она была награждена "Орденом Дружбы".
Дыханье зала! - Океан идей!
Мгновения насыщенней столетий! -
Искусством просветления людей
Творец скрипачку, возлюбя, отметил.
Ей, солнечной, все голоса Земли
Раскрылись музыкой! Таланту уступая,
Кристалла совершенство обрели
Огонь и Космос в музыке Эшпая!
Ольга Левшина
- Леонора Евгеньевна, ваша исполнительская методика позволяет вам мгновенно постигать произведения любой сложности. Как вам это удается?
- Это как у йогов. Допустим, в то время как обычные спортсмены тягают свои штанги часами, чтобы потом взять большой вес, йоги сидят и попивают водичку, а потом ложатся и по ним едет грузовик. После чего они спокойненько встают. Им не надо репетиций, огромных тренировок, потому что все основано на сознании, то есть они про себя как бы ощутили всю мощь, которая им нужна будет для того, чтобы выдержать этот грузовик.
Вот и я смотрю на ноты и слышу, чувствую, как нужно играть. В то время как скрипачи или другие музыканты должны месяц или год репетировать, играть, а потом только начинают проясняться те мелодии, которые они репетировали. И это очень удлиняет процесс постижения. А я, увидев нотный текст, точно знаю, что мне надо делать, каким будет звук, тембр. Я беру скрипку и, как говорил Роден, убираю все лишнее.
- То есть вы смотрите на ноты и уже знаете, как именно сыграете произведение?
- Полностью знаю, что и о чем буду играть. При этом я еще рассматриваю массу вариантов в этом тексте, как его можно представить, допустим, серьезно, гротескно или шутливо, как это будет интересно для слушателей, и что будет органичнее для этого текста.
- Вы с детства занимаетесь музыкой?
- Да. Хочу отметить своего первого учителя, совершенно фантастического человека. Мне очень повезло. Вначале мои родители думали, что не смогут отдать меня на музыку, потому что папа был командиром части, инженер-полковник, а мама - актриса, но посвятила себя мужу, семье. Каждые полгода мы переезжали из одного места в другое. Поэтому нигде не задерживались. Какое могло быть обучение музыке?! И вдруг так случилось, что в Воронеже мы оказались на несколько лет.
- А вы где родились? Расскажите о своем детстве…
- В Кемерово. Мама тоже не думала, что мои занятия музыкой - это всерьез, хотя она хотела, чтобы у меня была творческая профессия. Она сама была талантливым человеком, можно сказать, феноменом. Она никогда не обучалась живописи, но однажды купила холст, масляные краски и нарисовала шедевр. Сейчас он висит в салоне известного художника Бориса Илюхина, и все им восхищаются.
- После этого она стала заниматься живописью?
- Нет, не стала, потому что к тому времени ей все говорили, что у нее гениальная дочь и нужно посвятить себя ребенку. Так она и сделала. Но все равно мне было очень сложно, потому что я была не из музыкальной династии. И всегда это ощущала, всю свою дорогу в искусстве.
Но я благодарна судьбе, так как мне достался гениальный учитель Алексей Суриков. Он прошел всю войну, на фронт пошел добровольцем, а ведь был еще мальчишкой. Ему прочили блестящее музыкальное будущее, он был прекрасным скрипачом, но бросил все, потому что считал своим главным долгом защищать Родину. На войне потерял ногу.
Вернулся без ноги и уже не с теми силами и устроился в Воронежский симфонический оркестр. Но как играл, я помню до сих пор!
Он был учеником изумительного музыканта Богачева, который в свою очередь учился у величайшего скрипача Леопольда Ауэра. И каким только образом Богачев он оказался в Воронеже?! Объяснение нахожу только одно - когда началась революция многие аристократические личности уехали из Петербурга и Москвы в провинцию. И он оказался в Воронеже и стал учителем моего учителя. Вот так мне фантастически повезло!
Мой учитель дал мне основы: "Ты должна играть потрясающе красиво!" И каждую вещь я играю по-разному, даже внешне. Душа меня ведет. И мне даже наш великий композитор, музыкальная совесть России Роман Семенович Леденев однажды после моего концерта, сказал: "Вы знаете, такое впечатление, что кроме вас на сцене было еще много разных скрипачей!"
- У вас гастрольный ритм жизни?
- К сожалению, не очень. Я в основном даю концерты именно в Москве, потому что сейчас все сложно и с транспортом, и с гостиницами. А живу я в Москве.
- Своих учеников растите?
- Нет. Почему нет? Потому что у меня каждую неделю премьера.
Наша страна так богата гениями, просто поражаешься, как может быть так много даже в одном городе. Мне как-то позвонил один старенький композитор из Воронежа Михаил Александрович Щурик и прислал ноты своих произведений для скрипки соло. А так как у меня каждую неделю премьера, я даже не смогла взглянуть на эти ноты. А потом мне позвонила его супруга и сказала, что его не стало. И только после этого я посмотрела его ноты и поняла, какое это чудо! Как же я сожалела, что не успела ему лично это сказать.
Сколько же у нас потрясающих композиторов. И каждого я хочу как-то показать людям.
- А кого бы вы выделили из современных композиторов?
Хочу перечислить нескольких композиторов, которых я очень люблю. Один - наша гордость, наше все, великий классик, обожаемый всеми, Андрей Эшпай. Не считая огромного количества произведений различных жанров, он написал концерты для всех инструментов симфонического оркестра. Я обожаю каждую его нотку. Я сделала транскрипции для скрипки практически из всех его концертов. Допустим, у него концерт для тубы или валторны с оркестром, а в моем варианте – для скрипки и фортепьяно – я могу мобильнее ознакомить публику с этими шедеврами. Это чистое потрясение. Мне так благодарны слушатели!
Недавно ушедший, очень мной любимый композитор Михаил Александрович Марутаев. Это была такая глыба, он был человеком года Америки, Англии, был академиком. Он писал потрясающую музыку, а также он еще был ученым, открыл науку "Гармония Мира", как Менделеев, он объединил закономерности во всех науках. К сожалению, у нас он неизвестен. Он ушел в этом году, а жил в Москве.
Алексей Алексеевич Муравлев – классический Романтик. Его произведения отличаются изысканной, утонченной красотой, совершенством формы. Его творчество одаривает нас духовностью серебряного века.
Юрий Михайлович Александров – удивительно глубокий, пронзительный, трагический, мудрый, исконно русский… Каждое его произведение играю с восхищением, которое всегда разделяет публика.
Сергей Михайлович Слонимский, потрясающий композитор, ошеломляет экспрессией, торжеством духовного величия, яркой театральностью и непринужденностью юмора и легкой иронии, которые также присутствуют в его творчестве.
В этом году в моем репертуаре появились потрясающие произведения: завораживающая «Соната для скрипки и фортепьяно» Александра Пирумова и совершенно хитовые, блистательные фрагменты из балета «Коты в сапогах» Владислава Казенина.
Понимаю, что о каждом любимом композиторе невозможно рассказать в одном интервью – просто постараюсь их хотя бы назвать: А.Мосолов, О.Эйгес, Н.Макарова, Г.Чернов, А.Самонов, Т.Смирнова, Д.Хаупа, Оол Дамба, Г.Вдовин, Р. Ахиярова, С. Димаев, С.Агабабов - героически погибший, спасая женщину, А.Тихомиров, А.Миловидов.
Выражаю глубокое восхищение талантливейшими пианистами, с которыми играю: мой коллега по Москонцерту Александр Блок, народная артистка РФ, доцент Московской Консерватории - Татьяна Рубина, преподаватель колледжа им. Гнесиных, Лауреат Международного конкурса Татьяна Мурашкевич, Ольга Алексеева.
Не так давно познакомилась с легендарной личностью. Он три раза бежал из немецкого плена, что творилось, когда его возвращали. Как он выжил после всего! И все-таки в третий раз убежал и попал в горы Италии и стал командиром партизанского отряда. У них он - национальный герой, а здесь у него ниша в Музее современной истории. Зовут его Ораз-Мухамед Курбан-Ниязов, он туркмен. Его музыка так интересна своей восточной, совершенно неожиданной пленительной красотой... Последние годы жизни он писал сочинения для скрипки специально для меня.
- Леонора Евгеньевна, можно сказать, что русские отличаются какой-то своей глубиной, душой в искусстве?
- Да, действительно отличаются. Мы все-таки уходим больше в духовный мир, нас не так интересуют вещизмы, мы живем в другом измерении - и этим счастливы.
Дарья Желнорович
|
|
Нина Сергеевна, Москва | 5173 дня назад в 14:06:36 | |
Была однажды на концерте Л.Дмитерко. Действительно гениальная скрипачка!!! Ушла в восторге и полная вдохновения!!! Спасибо ей!!!
|
|
|
Николай Иванович, москвич | 5171 день назад в 10:39:03 | |
Почему то никогда не видел афиш ее концертов или растяжек в городе. Хотя люблю классическую музыку и стараюсь попадать на лучшие.
|
|
|
Елена | 5170 дней назад в 21:03:30 | |
А вы посмотрите, кто заполонил все ТВ, все афиши!!! Ведь туда невозможно попасть приличным людям! и тем более талантливым! без больших денег и протекции. А Леонорой я восхищаюсь - сильная женщина, гениальная скрипачка, не сломалась, пошла до конца без всякой поддержки. И все у нее получилось. И уж истинные ценители и любители музыки ее знают точно!
|
|
|
Аркадий Петрович, Москва | 5168 дней назад в 15:01:41 | |
Я тоже бывал на ее концертах, Это просто необыкновенно! Уникальная скрипачка! Но почему же никогда нигде не бывает анонсов ее концеротов? Почему ее не приглашают на канал "Культура"? Ведь должна знать широкая публика, а не только люди, интересующиеся классической музыкой. Все это странно, потому что Элеонора Евгеньевна признана властями, награждена медалями и орденами. Услышьте нас, ее поклнников, те, которые обязаны пропагандировать музыкантов!
|
|
|
Наталья , Москва | 5164 дня назад в 18:35:06 | |
Леонора Дмитерко - истинный самородок. Так, как она играет, не играет никто. И все наизусть, интерпретация - уникальная. Играет всегда новую музыку.
|
|
|
анатолий николаевич | 5163 дня назад в 21:56:09 | |
Леонора Евгеньевна - чудо! Это редкий, сверкающий талант, порождающий восхищение, потрясение,удивление... Как велик человек в своём умении постигнуть вечное! Спасибо Вам, Леонора Евгеньевна!
|
|
|
Илюхин Борис Семёнович | 5162 дня назад в 13:08:21 | |
Однажды,уже хорошо познакомившись с творчеством Леоноры,я назвал её - СКРИПИЧНАЯ ЦАРИЦА.И теперь,спустя много лет,я категорично это подтверждаю!
|
|
|
Илюхин Борис Семёнович | 5162 дня назад в 13:17:24 | |
сонет:
Леоноре Дмитерко
Мы собрались на краешке земли...
Бог весть как долго грезились начала;
Волной приливной нетерпенье вяло
Качало предвкушений корабли.
Чужие, мы друг другу не могли
Поведать, что со всеми нами стало.
Прощаясь с этим берегом устало,
С собой у нас лишь пепелищ угли.
Но песен паруса разъяли высь,
А кормчий, зачерпнув волну рукою,
Пылающие лица нам омыл,
И мы забыли прожитую жизнь,
Когда псалом исполненный покоя
Нам в тайне звуков истину открыл.
|
|
|
Наталия Товпеко | 5162 дня назад в 13:33:58 | |
Я много лет хожу на концерты скрипичной музыки и среди достойных музыкантов выделила для себя
блистательную Леонору Дмитерко. Я люблю современную музыку, которой, к сожалению, очень мало звучит в концертных залах. А в творчестве Леоноры Дмитерко современная музыка занимает большую часть. И именно благодаря Леоноре Дмитерко, слава богу, музыку современных композиторов можно услышать. Её транскрипции для скрипки и фортепиано дают нам меломанам редкую возможность познакомиться с творчеством современных композиторов и музыкальной культурой в её развитии. Остаётся только сожалеть о каком-то сознательном замалчивании этого современного феномена под именем Леонора Дмитерко.
|
|
|
Ольга Левшина | 5161 день назад в 00:43:49 | |
Душа и скрипка - не броня и сталь!-
Мерцает страсть, ограненная в звуки,
Искрится жизнь, когда, танцуя, руки
Ткут музыки прозрачную вуаль...
Единое дыханье - до конца!
Рука трепещет в онемевшем зале...-
Как искренне и как светло рыдали
Оттаявшие нежные сердца!
(Первые буквы каждой строки этого стихотворения образуют фамилию "ДМИТЕРКО", как и в стихотворении, опубликованном в этой статье.)
|
|
|
Ольга Левшина | 5161 день назад в 00:49:54 | |
Леоноре Дмитерко
Сложить у Ваших ног цветы и вдохновенье,
Восторженно вздохнуть и замереть вдали,
Чтоб в сердце сохранить прекрасное мгновенье
Триумфа красоты над бренностью Земли...
|
|
|
Ирина, Москва | 5150 дней назад в 12:29:01 | |
Леонора Дмитерко - настоящее достояние России. Поражает не только ее необыкновенный талант, но красота и щедрость души! Она обладает редкими (увы, особенно теперь!) качествами - полная самоотдача до самозабвения, тонкий вкус в сочетании с непревзойденным техническим совершенством!!!
Поздравляю с высокой наградой и желаю от души здоровья, сил, вдохновенья на радость всем почитателям ее великого Таланта!!!
|
|
|
Ольга Левшина | 5150 дней назад в 16:01:45 | |
Дарующей надежду, вдохновенье,
Музыкой услаждающей сердца,
Изысканной, как аромат сирени,
Таинственной, как ключик от ларца,
Естественной, как звездопад в пустыне,
Роскошной, как бутоны алых роз,
Красавице, царице и богине -
Охапку нежных слов, цветов и грёз!
Легчайший ветерок и голос бури! -
Едины взлёт смычка и трепет крыл! -
Орнамент звуков чистоту лазури
Немеркнущим сияньем опалил! -
Огонь души, мерцая, пламенеет!
Растут стихи! И травы зеленеют!
А музыка, как свет, всем прибавляет сил...
(Первые буквы строк этого стихотворения - фамилия и имя гениальной скрипачки - ДМИТЕРКО ЛЕОНОРА.)
|
|
|
владимир | 3604 дня назад в 18:50:29 | |
слава Україні
|
|
|