ТРОПА АШХАТОЯНА
Во Владимире 26-летний незрячий каратист снимает кино о боевых искусствах.
Ованес Ашхатоян потерял зрение в 16 лет. После этого люди нередко уходят в себя, спиваются или озлобляются на весь свет, а он пошел учиться – поступил в педагогический колледж, получил два диплома и даже стал обладателем черного пояса по каратэ. Теперь он еще и режиссер – снимает кино о любви, дружбе и боевых искусствах. Ованес знает, что никогда не увидит этот фильм, но он вообще живет парадоксально, вопреки всему.
Еще в детстве Ашхатояну поставили три суровых диагноза: порок сердца, атрофия зрительных нервов и дистрофия сетчатки. Мать возила его по докторам, а он мечтал стать сильным, как герои Ван Дамма. В 13 лет Ованес попал в спортивный зал, где занимались каратисты. Кому-то это покажется сказкой, но через два года занятий порок сердца пропал. Впрочем, история знавала и другие чудесные исцеления, а у парня была цель – черный пояс по каратэ. Он шел к ней шаг за шагом, тренировка за тренировкой, зарабатывая пояса, – пока не случилась беда.
Ованес получил травму. И без того слабое зрение стало быстро ухудшаться, операция не удалась, и Ашхатоян ослеп.
– Я несколько месяцев находился в депрессии и почти не вставал с постели, – вспоминает Ованес. – Но однажды услышал, что по телевизору идет мой любимый фильм «Кикбоксер», стал прокручивать в голове кадры из фильма. И понял, что надо жить.
Через год он вернулся в спортзал, а после шести лет изнурительных тренировок, спаррингов и соревновательных боев доказал, что достоин черного пояса. У Ашхатояна появились ученики.
Фильм Ованес снимает на свою небольшую тренерскую зарплату.
– То есть на голом энтузиазме, – шутит он. – В ролях заняты друзья и знакомые – каратисты, дзюдоисты, ученики и учителя. Так что кино наше все-таки любительское, профессиональных киношников среди нас нет.
Нет и сценария, только рассказы Ашхатояна, очень напоминающие каратистские фильмы. Они легли в основу сюжета, суть которого такова: парень-каратист выручает попавшую в беду девушку и забывает о ней. А потом гибнет его друг…
– Герой бросает спорт, начинает пить, – рассказывает Ованес. – И вдруг встречает ту девушку, которую когда-то спас.
В фильме, конечно, будет много драк и боев. Ставить драки и вообще следить за тем, что происходит на съемочной площадке и в кадре, Ашхатояну помогает жена Виктория – бывшая его ученица. Она рассказывает, что получилось, потом они вместе с друзьями думают, что добавить в сцену и как изменить диалог.
– В общем, у нас импровизация и демократия, – говорит Ованес. – Но 40 минут фильма мы уже смонтировали, концовка же будет такой: герой поедет в Японию к лучшему мастеру, тот завяжет ему глаза возле пропасти, через которую перекинуто бревно, и скажет: «Иди!» «Но я же погибну!» – воскликнет ученик. А учитель ответит: «Может погибнуть тело, но если не пойдешь, погибнет душа».
Свою личную пропасть Ованес уже преодолел.
Герман Петелин
|