ЖИВ ЛИ ФЕСТИВАЛЬ? И В ЧЕМ УСПЕХ?
С 2005 года в Челябинской области проводится Фестиваль систем трудового воспитания детских домов и приютов «Путь к Успеху». Когда он задумывался, то организаторы, среди них были и чиновники, и представители бизнеса, руководители и воспитатели детских учреждений, сошлись в главном, что нужно обеспечить процессы постоянной трудовой занятости детей, находящихся в этих учреждениях.
Это не означает, что дети должны трудиться с утра до ночи, но в системе трудового воспитания должна быть выделена та часть, когда при непосредственном участии конкретного воспитанника производится изделие. Это может быть игрушка, предмет утвари, сшитое или связанное изделие, выращенное растение и т.д., которое будет востребовано и реализовано на рынке сбыта. Только в этом случае у подростка возникнет желание прилагать усилия для того, чтобы выполнить работу хорошо и качественно.
Были выделены основные задачи Фестиваля:
• возможность показать обществу воспитанника детского дома – как созидателя, умельца, гражданина, полезного себе и обществу;
• выявить, поддержать и распространить систему, практику и технологии воспитания, опирающихся на производственную занятость воспитанников;
Прошло пять лет, решены ли поставленные задачи? К сожалению, можно констатировать, что реальных производств, с постоянным сбытом так создано и не было, техническая база в большинстве детских домов и приютах не изменилась, занятость детей носит эпизодический характер, система материального вознаграждения воспитанников отсутствует. Да, есть различные пиар-акции, в которых участвует власть, бизнес, говорятся красивые правильные слова, раздаются аплодисменты, но, по сути, из кружков это дело дальше не пошло! Задаёмся вопросом: «Почему?».
Во-первых, тотальное неверие общества в возможность детей-сирот систематически работать - погладить по голове, принести конфетку, прослезиться на утреннике – это общество может, а цивилизованно обустроить систематический труд - тут уж извините…
Во-вторых, не желание руководителей учреждений давать детям постоянный заработок, потому что, они могут неправильно потратить деньги, следовательно, во избежание недоразумений, лучше их вообще не давать. Действительно, зачем ребёнку деньги, он же и так всё получает! Да, получает. Но это воспринимается как подачка и рождает только иждивенческие настроения. И, практически все работники детских домов отмечают, как по-разному дети относятся к вещам и предметам, выданным им со склада, и купленным на свои заработанные деньги. Кстати, при покупке вещей на «свои», дети подходят с практической точки зрения (недорого, но качественно и чтобы служило дольше), в то время, как совсем не берегут то, что «навязали» за государственный счёт.
В-третьих, система нацелена на бесконфликтное содержание детей, а не на конечный результат: умение жить и цивилизованно конкурировать в современном обществе. Кстати, об этом говорил Президент РФ Дмитрий Медведев. А мы выпускаем из детских домов и приютов тысячи людей, не умеющих вписаться в эту жизнь, пытаемся их зачислить в институты, чтобы ещё больше продлить их социальный инфантилизм за государственный деньги. Затраты на одного ребёнка в год колеблются в пределах 250–450 тысяч рублей, со средствами благотворителей, а так же с затратами на отдых сумма возрастает до 600 тысяч рублей в год! А результат - 85% детей не могут состояться в жизни.
Надеюсь, что новая команда Губернатора Челябинской области Юревича Михаила Валерьевича взглянет на воспитание государственных детей по-другому, и запустит тот механизм, который задумывался изначально в проекте:
– это сбыт сувенирной продукции, изготовленной детьми детских домов, школ-интернатов и приютов Челябинской области в гипермаркетах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска;
– это социальная витрина, как постоянный канал связи между учреждением и обществом, который рассказывал, чем дети занимаются, как они работают, в чём они нуждаются, сколько за месяц было продано изделий, и сколько получил ребёнок за счёт продажи этих изделий.
Этот Проект заставил бы многих граждан России посмотреть на этих детей по-иному, и задаться вопросом: «А мог ли мой собственный ребёнок сделать подобное?» И может быть, некоторые из людей рассмотрели бы для себя ситуацию усыновления или опеки над ребёнком, который бы на экране телевизора в московском супермаркете рассказывал и показывал, что он умеет. Был бы запущен реальный механизм конкуренции между социальными учреждениями по итогам реализации продукции, и оценка была бы не надуманной, так как человек или приобретает, или не покупает изделие. Рубль заставил бы заботиться о качестве, о количестве изделий, компьютер, установленный в этой социальной витрине, позволял бы людям оставлять информацию для социальных учреждений, оценивать их работу не только деньгами, но и пожеланиями и добрым словом для коллективов и детей этих учреждений или сделать заказ. Около этих витрин находились бы волонтеры-студенты, которые занимались бы реализацией и рекламой детской продукции.
Мы часто говорим о том, как сделать нашу жизнь лучше, но не всегда предлагаем механизмы и варианты решения. Здесь они есть! Нужно запускать! Да, они могут обсуждаться в чём-то… Но хочется, чтобы Фестиваль жил изо дня в день, из года в год! Тогда и придёт Успех к каждому конкретному воспитаннику, а значит и ко всем нам!
Николай МАХНЕВ, член общественного совета по образованию при Законодательном собрании Челябинской области.
|