ЧИНОВНИКИ МЕШАЮТ КАК МОГУТ
Генпрокуратура дала указание региональным органам государственной власти, прокурорам субъектов РФ, а также территориальным органам Росимущества и Росреестра провести проверки соблюдения прав граждан на дачную амнистию. Это стало ответом на многочисленные жалобы граждан, которые, поверив, что им станет проще легализовать загородные участки и строения, натолкнулись на чиновничье сопротивление.
Закон о так называемой дачной амнистии вступил в силу 1 сентября 2006 года. Он предусматривает упрощенный порядок оформления права собственности граждан на объекты недвижимого имущества – земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также на объекты недвижимости, построенные на этих участках. Предполагалось, что правом легализовать то, что им по сути давно принадлежит, воспользуются прежде всего те, кому «шесть соток» достались при советской власти без должного оформления всех необходимых бумаг.
Однако реализация закона забуксовала с самого начала, и в результате гора родила мышь. В 2009 году в рамках дачной амнистии в Росреестре было зарегистрировано 2,7 млн. домов и участков, в то время как всего в России насчитывается 22,7 млн. садовых хозяйств. Выяснилось, что люди предъявляют свои права зачастую только в том случае, если им необходимо произвести с домом или участком некое юридическое действие: продать, подарить или оставить в наследство. И дело тут не в том, что наш народ ленив. Для многих просто неподъемна стоимость межевания и кадастровой съемки, которая для участка в пресловутые шесть соток составляет сейчас 10–20 тыс. руб. Но не только в деньгах дело. Без особой нужды люди просто не хотят связываться с государством, которое вместо того, чтобы помочь, ставит палки в колеса.
Как рассказала официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, граждане жалуются, что государственные органы всячески затягивают решение их проблем. Естественно, что при межевании возникают какие-то земельные споры, которые должно разрешать государство. Чиновники же не только этого не делают, но и, как отметила Гриднева, «применяют неправовые способы разрешения споров с целью оказания давления на граждан». Ясно, что амнистия нужна прежде всего тем, у кого выданные в советские времена документы на землю по нынешним меркам оказались не в порядке. Однако, как подчеркнула представитель Генпрокуратуры, «органы государственной власти в своих действиях и решениях не учитывают разницу в нормативном правовом регулировании, действовавшем в то время, что также влечет различные нарушения».
«Сказать, что на практике «дачная амнистия» работает на все 100%, я, к сожалению, не могу: закон – это одно, а правоприменение – другое, – признал председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. – Правила игры прописаны, но любые правила еще должны соблюдаться». «Сильнейшее торможение идет на местном уровне, – рассказал президент Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов. – Чиновники мешают как могут. Пока мы не перейдем на электронную систему отношений с властью на всех уровнях, ничего не изменится. Ведь как только вы приходите к чиновнику, вы уже ему чем-то обязаны. Это системная проблема».
Зампредседателя Московского союза садоводов Полина Тришина отметила: помимо «цены вопроса» и отношения чиновников, людей отпугивают огромные очереди. «Это очень большая проблема, – рассказала она. – Чтобы подать документы в какое-то территориальное управление, необходимо записаться на три месяца вперед по телефону. Регистраторы берут все документы, которые им предоставляют. В этом плане к ним нет претензий, но организовать нормально запись к специалистам они не смогли. Ожидания граждан тому, что происходит в действительности, увы, не соответствуют. Многие люди думали, что все можно оформить быстро и дешево, но это не так».
Член Комиссии Мосгордумы по государственной собственности и землепользованию Андрей Клычков считает, что в ходе дачной амнистии чиновники продемонстрировали полное неумение работать. «Служба одного окна» и ускоренная процедура регистрации в нашей российской практике не реализуемы. Иногда по неграмотности чиновников, иногда по неграмотности заявителей, но создается много оснований для отказа. И мы сплошь и рядом получаем тот же самый «Речник», только правовые основания оформлены ненадлежащим образом. Как всегда, страдают обычные граждане», – констатирует депутат.
Евгения Зубченко
|