Светлана ТОМА, актриса: ГЛАВНОЕ – НЕЗАВИСИМОСТЬ!
В деревне прошло мое счастливое детство, в котором была и малокомплектная сельская школа, где наша учительница Надежда Васильевна обучала грамоте сразу четыре класса (каждый ряд – класс), и замечательные подруги, а главное – хорошая семья. На всю жизнь запомнились вечера, которые мы проводили вместе. Мама зажигала керосиновую лампу, которая висела над столом, папа читал газету, а мы сидели рядом и занимались своими делами. Дом наполнял ароматный запах пирогов.
Удивительно вкусные пирожки получались у мамы! Большего удовольствия от домашнего тепла, чем в детстве, у меня не было. А еще я помню удивительное ощущение, когда ты босиком идешь по улице и чувствуешь, что все, что окружает тебя – родное. Теперь раз в год я стараюсь навестить родные места, поклониться могиле родителей…То, что было заложено в детские годы, остается с нами навсегда. В моей деревенской школе у каждого ребенка, который хорошо учился, в том числе и у меня, был… подшефный жеребенок. Я за ним ухаживала, кормила с рук, мы так привязались друг к другу. А когда жеребята вырастали, мы первыми объезжали их. И совершенно не боялись. Я и бричкой легко управляла. Очень любили мы ходить в ночное.
За селом, где была ферма, расстилался большой луг, там мы пасли лошадей, разводили костры. Поэтому, когда снимали фильм «Табор», мне не нужны были специальные занятия верховой ездой. В перерывах между съемками я брала лошадь, и она меня уносила далеко от съемочной площадки...
Я ни о чем не жалею
Я верю и в судьбу, и в удачу. Я ведь в юности и не предполагала, что стану актрисой, и не мечтала об этом. И в Кишинев я приехала поступать в университет на юридический факультет. Мне хотелось, чтобы везде и всюду была справедливость. Кто не думает об этом в 17 лет? Предложение сниматься в кино я получила… на троллейбусной остановке. Подходит ко мне человек и спрашивает: «Девушка, не хотите ли вы сниматься в кино?» Вместо ответа я отошла подальше, подумав, что молодой человек ищет повод для знакомства. Оказалось, нет. Актер Михаил Христофорович Бадиков по просьбе режиссера подыскивал героиню «из народа» для будущего фильма. И надо было случиться, чтобы именно в это время мимо проходил режиссер Лотяну! Так мы и познакомились. Потом были кинопробы, на которые вместе со мной пошли не только родные, но и весь двор. «Светочку взяли в актрисы!» – радовались все искренне. Так я попала в кино, было это в 1965 году. Фильм «Красные поляны» стал для меня удачным дебютом.
Жизнь резко поменялась на 180 градусов. Так что здесь – и удача, и его величество Случай, и судьба, и… вмешательство моих кишиневских тетушек. Лето я всегда проводила у них. Они меня любили. В отличие от деревенской жизни, в доме тетушек была совершенно другая обстановка: белая скатерть, столовые приборы… Они учили меня правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, под мышки запихивали книги – чтобы руки не растопыривала. В деревне, особенно летом, мы и за столом не успевали посидеть – отрежешь кусок хлеба и на улицу.
А в городе на ноги надевали белые носочки, красивые сандалии, нарядное платье – только в таком виде можно было идти с тетушками на прогулку.
Язык любви понятен всем
С «Табором» я побывала более чем в 40 странах, на всех континентах земного шара. Скажем, в Колумбии или в Перу люди смутно понимали, что такое Советский Союз, и я была для них, как из тридевятого царства тридесятого государства. Но вечная тема любви понятна и близка была всем, независимо от национальности. А после премьерного показа фильма в Аргентине разгоряченные зрители разорвали мою шаль и растащили ее на куски.
Мне часто задавали вопрос, разделяла ли я когда-нибудь взгляды своей героини Рады, которая любой ценой стремилась оставаться независимой. В семьях таборных цыган очень жесткие отношения, диктатор – мужчина.
А моя Рада, полюбив, хотела остаться независимой. В принципе – она очень современная. Многие женщины сегодня хотят быть независимыми и завоевывают это право упорно и целенаправленно. Что касается меня, я всегда была независима. Замужем была или нет, я твердо знала, что в жизни надо полагаться только на себя.
Я не жила, а выживала
Вспоминаю 90-е годы. В стране хаос, кино не снимается, театры полупустые… Я, как и многие артисты, осталась без работы. Дочь Ирина на втором курсе вышла замуж, родилась Маша. Денег нет, работы тоже. Это был какой-то ужас. И я тупо, другого слова просто не подберу, устроилась на фирму, которая занималась сдачей под наем жилья. Мне платили 10% от сделки. Но я была счастлива. На эти деньги я могла купить еду.
Теперь с ужасом вспоминаю те годы, когда вечером хлеб продавался по одной цене, а утром уже по другой. Может быть, кто-то и замечательно прожил это время, кому-то повезло, кто-то уехал за границу, но мне лично было очень тяжело. Я просто вы-жи-вала. Но при этом всегда мечтала вернуться в свою профессию. Именно тогда я начала готовить концертную программу, в которую вошли песни 50-х годов, стихи поэтов Серебряного века, русские романсы. Творчеством занималась вечером, в свободное от работы время. Петь я люблю с детства. И песню в нашей семье любили. Отец прекрасно играл на баяне, а мы с сестрой пели... Так вот, однажды мне позвонили и спросили, нет ли у меня программы для выступления. А у меня все уже было готово. Встречи со зрителями показали, что они меня помнят и любят. Я так им за это благодарна!
Нам интересно вместе
Моя дочь дочь Ирина Лачина стала известной театральной актрисой, много снимается в кино. Ирина с отличием закончила среднюю школу, и мы думали, что она будет поступать в вуз. Но она заявила, что пойдет работать. Это для нас было полной неожиданностью. Дочь сначала устроилась работать на почту, потом поработала помощником монтажера и получила диплом. И только после этого поступила в театральный институт, а именно в «Щуку». У Ирины есть прекрасные работы на сцене и в кино. Она снималась в Америке, Польше, Венгрии, во Франции, владеет в совершенстве английским...
Ирина с мужем много работают, выезжают в экспедиции, поэтому мы решили, что Маше будет лучше со мной. А нам с ней вместе так интересно!
У меня спрашивают, люблю ли я готовить? Если честно, не люблю, но, когда я на кухне, все делаю с хорошим настроением, пою или включаю музыку. Очень важно, с какой энергией ты готовишь, с каким настроением. Убеждена, что даже самые полезные продукты не принесут пользы, если вы были в этот момент в плохом настроении. А что касается любимых блюд, я предпочитаю простую еду.
Татьяна Тютелева
|