МЕДАЛЬ ВМЕСТО ЖИЛЬЯ
Два старика, пережившие сталинские репрессии, Великую Отечественную войну, хрущевское строительство коммунизма и заканчивающие свой век в неблагоустроенном деревянном бараке, поверили в обещания президента Дмитрия Медведева переселить всех нуждающихся ветеранов в нормальные квартиры и обратились к чиновникам: “Может, теперь и до нас очередь дойдет?” В ответ 87-летним пенсионерам посоветовали переехать в сельское общежитие.
Мария Егоровна и Алексей Гаврилович Аникины представляют, как они - еле передвигающиеся по родному кемеровскому поселку Темир-Тау дед да бабка - будут соседствовать в местной общаге с “авангардом рабочего класса”, слушать по вечерам застольные песни, гасить коридорные скандалы.
Старики с 1966 года занимают одну комнату первого этажа в деревянном бараке с печным отоплением. Это уже не дом, а решето. Соседи ветеранов уехали в районный центр Таштагол - на заработки, и быт Марии Егоровны и Алексея Гавриловича превратился в безуспешную борьбу со “стихией”.
- Чтобы не замерзнуть, нам надо днем и ночью топить печку. Никаких дров с углем не напасешься. Да и трудно их на себе таскать, - рассказывает Аникина. - Барак ветхий, тепло не держит... Весь прошлый месяц без воды с мужем сидели. В квартире сверху трубы засорились, а хозяева-то в отъезде - без них что сделаешь? Моемся раз в две недели, если не реже - негде. По нужде раньше в общественную уборную через дорогу ходили, с 2008 года ведро прямо в комнате держим. Я тогда ногу сломала. Куда с тросточкой поволокусь?
Свои “квартирные блага” Мария Егоровна описывает без вздохов и причитаний. Привыкла, говорит, к лишениям. Жизнь начала с лагеря репрессированных - всю ее семью (отца, мать и четырех детей) в 1930-м сослали в спецпоселение. В войну Аникина лес заготавливала, дороги прокладывала, в колхозе работала. В общем, была труженицей тыла. При Хрущеве стала бухгалтером в сельской больнице, вышла замуж (супруг Алексей Гаврилович тоже, кстати, из “врагов советского народа”), родила девочку и вместе с близкими сменила один барак на другой.
- Так и не пожила по-человечески, - подытоживает собственную биографию 87-летняя женщина. - Мечтала: пусть у дочки иначе судьба сложится. Она у меня в Хабаровском крае работает, воспитывает двоих детей. Однокомнатная квартира у нее. Зовет нас с отцом к себе. Который год упрашивает. Только как мы все там поместимся? Невозможно это. Ни нам к ней нельзя, ни ей к нам - работу здесь, в Темир-Тау, не найдет.
- Верно, с вакансиями - беда, - соглашается с Аникиной председатель местного Совета ветеранов Нина Ивановна Селантьева. - Если в Темир-Тау построят цементный завод, откроют деревообрабатывающий цех, ситуация изменится. А пока бюджет поселка с пятитысячным населением на 2010 год - 12 миллионов рублей. И примерно 100 из 190 наших ветеранов нуждаются в улучшении жилищных условий. Так что Аникина не единственная, кто обратился за помощью в администрацию.
А какой толк от того обращения? Глава поселка Валерий Хафизов сообщил труженице тыла, ветерану труда Марии Аникиной, что дом, который над ней разваливается, по документам не является аварийным и вполне пригоден для жилья. (Елки зеленые! Так почему бы администрации в него не переселиться?) А его заместитель Наталья Бурьянова успокоила пенсионерку: когда барак совсем рассыплется, вам с дедом дадут комнату в общаге.
- Конечно, там некомфортно, но это выход из положения, - развивает свою мысль Бурьянова. - Имеется еще один вариант - можно предоставить Аникиным квартиру по договору коммерческого найма. Жить они в ней будут, но без прав собственности и наследования.
Старикам предложения управленцев не понравились. И ясно почему. Ко Дню Победы квартиру дадут, а 10 или 11 мая, не исключено, ветеранов из нее выпроводят.
Значит, тупик. В конкретном населенном пункте - Темир-Тау Таштагольского района Кемеровской области - власти не могут выполнить указ президента РФ “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов” и не способны помочь двум старикам, у которых нет времени ждать чуда - им, напоминаем, по 87 лет. Значит, все, что наобещали к 65-летию Победы дедушкам и бабушкам федеральные чиновники и против чего не возражали региональные, снова оказывается фантастикой...
Финал кемеровской истории показателен. Мы убеждены, что в большинстве случаев администрации поселков, районов, областей в России будут выкручиваться из “квартирных разборок” с ветеранами именно так... Вместо жилья Марии Егоровне и Алексею Гавриловичу Аникиным сотрудники поселковой администрации решили вручить медаль.
- А на что она нам? - спрашивает теперь старушка. Видимо, чтобы своим сиянием эта медаль их барак освещала, грела и растапливала лед в трубах.
Анна Бессарабова,
Кемеровская обл.
|