Эдуард УСПЕНСКИЙ, писатель: ЖЕНУ ВСТРЕТИЛ В «ГАВАНИ»
По его сценариям сняты популярные мультфильмы: «Следствие ведут Колобки», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Осьминожки», «Баба-Яга против». Он делал для детей «Радионяню» и «АБВГДейку», а в 1991 году создал программу для взрослых «В нашу гавань заходили корабли», участники которой собираются и поют дворовые, студенческие, вагонные, военные, тюремные и мещанские песни. «Гавань» сыграла в судьбе Эдуарда Успенского счастливую роль – в ходе работы над этой программой он познакомился с Элеонорой Филиной, которая стала его соведущей и женой.
В это трудно поверить, но сказочнику и юмористу уже 73-й год. С детским писателем и его супругой встретился наш корреспондент.
– Эдуард Николаевич, чем запомнились вам детские годы?
Эдуард Успенский: – Мое детство – это война с немцами, эвакуация. Нас, детей, отправили за Урал, под Челябинск, где мы жили в детсадах и интернатах. Потом я вернулся в Москву. Она была затемненная, аэростаты по небу носились, мы жили на Кутузовском проспекте как в деревне, ходили по улицам босиком. В Москве-реке можно было ловить рыбу, на лодке плавать, а чтобы попасть в зоопарк, я переплывал реку, привязав к голове одежду. Мы лазили по сталинским новостройкам и котлованам. Большую часть времени я проводил во дворе. В школьные годы увлекся чтением: Джек Лондон, Жюль Верн, Майн Рид. Знаете, даже самое трудное детство все равно – самая счастливая пора жизни.
– В начале вашего литературного пути кто вам помогал, а кто мешал?
Э.У.:– Я начинал как юморист, но потом решил, что буду писать только для детей. Мне помогал Борис Заходер, он натаскивал меня как писатель, мы с ним даже один сценарий вместе написали. Помогали многие редакторы, которые меня полюбили и старались обойти начальство и напечатать «мои шедевры». А мешали мне Сергей Михалков и Анатолий Алексин. Почему они так себя вели? Да потому что конкуренция им была не нужна. Особенно Алексин старался. Он прекрасно понимал, что на фоне настоящих литераторов он будет выглядеть бесцветным и ненужным. У него выходили книги огромными тиражами. Приезжал какой-нибудь иностранный издатель и спрашивал: «Кто у вас в Советском Союзе – самый популярный детский писатель?» Ему показывали: «Вот Алексин. У него тираж 5 миллионов». И его начинали переводить за границей, а нам, молодым, пути на Запад перекрывались.
- А вы копировали своих героев с каких-нибудь знакомых?
Э.У.: – Прообразом Матроскина послужил сотрудник киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин. Дело было так. Я звоню ему: «Толь, сейчас пишу одного кота, он по характеру немножко похож на тебя, можно я дам ему твою фамилию?» Он в ответ: «Ни в коем случае! Ты меня на всю Москву опозоришь!» Потом, когда кот уже был написан, он жалел и говорит мне: «Какой я дурак, фамилию пожадничал дать!..» Так появился на свет Матроскин. А прототипом крокодила Гены послужил композитор Ян Френкель, с которым мы часто ездили на гастроли.
– С какой попытки вы обрели счастье в семейной жизни?
Э.У.: – Я трижды обретал счастье в семейной жизни. В первых двух браках вначале было все хорошо, потом были какие-то нелады. В третьем браке мы живем с Элеонорой уже 18 лет. Нам интересно друг с другом.
Э.Ф.: – Мы познакомились с Эдуардом Николаевичем в 1991 году на радио «России», куда он пришел, чтобы делать свою новую программу «В нашу гавань заходили корабли». Он искал «крепкого» работоспособного редактора, и ему порекомендовали меня. Когда я послушала на стареньком магнитофоне записи песен, которые должны были звучать в передаче, то сначала отказалась со словами: «Я не хочу работать в такой программе». На это редактор отдела сатиры и юмора Людмила Ивановна Яковлева мне сказала: «Лерочка, ну, сделайте хотя бы парочку передач, вот увидите, вам понравится. И имейте в виду, что с Эдиком ссориться и спорить не надо. С ним лучше дружить». В результате я вышла за него замуж. Сейчас я могу часами говорить об Эдуарде Николаевиче. Он – уникальный человек. С ним интересно каждую минуту. Он может быть сложным, жестким, вспыльчивым, но при этом необыкновенно остроумным придумщиком. Даже в быту с ним неизвестно, что тебя ждет в следующую минуту.
– А ссоры в вашей семье случаются?
Э.У.: – Ссоры писателю решать проще, чем обычному человеку. В своей сказке про Жаб Жабыча Сковородкина я вывел красавицу-жену в образе вредной тетки, дрессировщицы собак. Поэтому Лера в семейной жизни старается вести себя хорошо.
– Элеонора Николаевна, вы очень красивая, эффектная женщина. Вы даете мужу повод для ревности?
Э.Ф.: – Любая женщина хочет нравиться окружающим и прежде всего себе. Если на тебя перестают обращать внимание, ты чувствуешь себя некомфортно. Больше я ревную. Эдуард Николаевич – человек известный, к нему часто подходят и молодые женщины, и девушки. Ему приятно, что ему внимание уделяют.
– Эдуард Николаевич, вы – гениальный детский писатель. А какой вы отец и дедушка?
Э.У.: – Блистательный. Всегда возился со всеми детьми. И со своими, и с чужими, и с соседскими.
Э.Ф.: – Эдуард Николаевич в первую очередь работяга, поэтому я не могу сказать, что, когда к нему приезжают дети и внуки, он все бросает и идет с ними общаться – ничего подобного. У нас семья большая, дети и внуки от разных браков, мы постарались, чтобы они сдружились между собой.
Татьяна Медведева
|