БОГАТЕНЬКИЕ ЖЕНУШКИ У БЕДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Лидеры российских партий (как и лидеры государства) руководствуются старым политтехнологическим правилом: “Богатых избиратель не любит”. В своих декларациях они стараются предстать перед нами в образе скромных тружеников, за долгие годы службы народу наживших всего ничего.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов жил в 2009-м в основном на депутатскую зарплату. Его денежный доход — чуть больше 2 млн. рублей. Жена-пенсионерка семейный бюджет пополнила не сильно — 102 тысячами рублей. И всего-то есть у Геннадия Андреевича за душой квартира (167,4 кв. м), которой он владеет вместе с супругой, да арендованная дача (113,9 кв. м)… Машины и гаража нет. Да и зачем, если возят на казенной, с “мигалкой”?
Спикер (он же лидер фракции “Единая Россия”) Борис Грызлов хотя и смотрится побогаче (16 млн. рублей годового дохода, квартира в 274,5 кв. м, дача в 174,7 кв. м, два машино-места и “Мазда-3”), но… Ни жены, ни малых деток. Как заработал г-н Грызлов 16 млн. — неизвестно. Но его зарплата в Госдуме почти в 6 раз меньше…
На фоне спикера очень живо смотрится семейство вице-спикера, лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Сам он, конечно же, гол как сокол: около 2,5 млн. рублей денежного дохода (депутатская зарплата и еще кое-что по мелочи) да казенная квартира в безвозмездном пользовании. Не маленькая — 436,3 кв. метра, но не своя! Зато у супруги г-на Жириновского — 12 земельных участков, 5 жилых домов, 8 квартир, столько же дач и 2 нежилых помещения.
И уж совсем все неплохо у сына, лидера думской фракции ЛДПР Игоря Лебедева (он отец двух мальчиков-близнецов). Г-н Лебедев даже вышел на первое место по богатству среди руководителей фракции, задекларировав 177 млн. рублей дохода, 4 квартиры по 320 кв. метров в среднем каждая, BMW Х-5, BMW-650I, 2 “Мерседеса” S-класса и мототранспортное средство Honda SBP1000.
Пример семьи Владимира Вольфовича неопровержимо доказывает: если бы закон обязывал “сдаваться” вместе с совершеннолетними детьми, наше представление об уровне благосостояния чиновников, депутатов и сенаторов могло измениться…
БЕССРЕБРЕНИКИ
Известный фокус — переписывание бизнеса и имущества на верных подруг — по-прежнему в ходу. Из 450 депутатов у 43 вторые половины оказались богаче (в этом списке 34 единоросса, 2 справоросса и 8 элдэпээровцев). Классика жанра — Ростислав Гольдштейн (“ЕР”): у него доход — 2 млн. рублей, а у жены — 22 млн. рублей, за ней же числятся 26 объектов недвижимости, в том числе вахта-проходная и здание промышленного холодильника, а также больше 20 транспортных средств (16 из них — грузовики).
Что будет с теми депутатами, кто “соврамши”? Наказание не придумано. С назначенными чиновниками (вплоть до премьера и губернаторов) проще: закон “О госслужбе” признает недостоверные декларации основанием для увольнения. А указ президента возлагает организацию проверки деклараций госслужащих на “нанимателя”. Но кто является “нанимателем” депутатов или президента? Народ, их избравший. По Конституции других начальников над ними нет.
Пока же закон за недостоверные сведения в декларациях обещает лишь одно “страшное” наказание: “Опубликование в официальном печатном издании Федерального собрания РФ”. То есть в “Парламентской газете”. И кто ее читает, кроме самих депутатов и сенаторов?
Прежде всего, надо сказать, что целых 9 депутатов (и их семей), согласно декларациям, не имеют в собственности вообще ничего. Ни земли, ни квартир, ни автомобилей. Зря вы думаете, что все эти бессребреники коммунисты: четверо из “Едра”, двое из справороссов и трое из компартии. Страна должна знать героев. Вот их фамилии: Константин Бесчетнов (“СР”), Ирек Богуславский (“ЕР”), Олег Денисенко (КП), Игорь Касьянов (“СР”), Надежда Максимова (“ЕР”), Иван Мельников (КП), Сергей Озеров (“ЕР”), Нина Останина (КП), Константин Рыков (“ЕР”). Собирать продуктовые посылки и приглашать переночевать к себе этих депутатов, впрочем, не стоит. Вполне возможно, что они не самые бедные, а самые умные, и их собственность просто оформлена на компании, которыми они владеют, или на совершеннолетних детей.
Метры и сотки
Одним из самых неимущих единороссов оказался Борис Грызлов. А вот рядовой едрос Григорий Аникеев может похвастаться личным самолетом Dassault Falcon 2000 Ex Easy, 18 земельными участками общей площадью около 10 гектаров, 3 домами, 10 квартирами. Он также имеет три яхты, машины Hammer H2, Kia Spectra, Mercedes S500, “семерку” BMW, “Ленд Крузер”, Suzuki Gran Vitara и снегоход. Самым крупным землевладельцем является другой единоросс — Валерий Толстопятов, он владеет 70 тысячами гектаров земли. В итоге среднестатистический единоросс имеет 30 тысяч соток земли, 200 метров жилой площади в городе и 600 — на природе и 2 автомобиля.
Эсеры живут скромнее. Среднестатистический эсер имеет 80-метровую квартиру в городе, 15 соток земли и на них домик площадью 112 метров и 0,7 автомобиля.
Средний либерал-демократ имеет гектар земли и по 500 жилых метров в городе и на природе. ЛДПР — самая механизированная фракция. На душу каждого депутата приходится по 3-4 машины. Есть среди них и уникальные. Так, Денис Давитиашвили задекларировал суперболид “Формулы-1”: Ferrari F 131 Edef 430 Spider.
Самый богатый депутат фракции — Сергей Муравленко. У него более 5 га земли, пять домов площадью 4000 кв. м, просторная квартира и несколько гаражей. Средний коммунист имеет одну хорошую машину и одну отечественную, живет в стометровой квартире и отдыхает на такой же по размеру даче, любуясь на свой гектар земли.
КЛУБ 800 000 000
Поскольку все заработанное и приобретенное супругами в браке является совместной собственностью, мы решили отобрать самые богатые депутатские семьи. Те, кому в 2009 году бог послал больше 100 миллионов рублей денежных доходов. И вот что получилось…
Больше всего очень богатых ячеек общества в “Единой России”: 17, или каждая 18-я. И все пять самых богатых депутатских семей вообще (с годовым денежным доходом больше 800 млн. рублей) — тоже здесь.
Ознакомившись с официальными биографиями депутатов, в ряде случаев можно догадаться, “откуда дровишки”, если в прошлом, к примеру, депутат занимался бизнесом. Г-н Груздев — бывший хозяин сети супермаркетов “Седьмой континент”, г-н Симановский — бывший председатель совета директоров компании “НОВАТЭК”, г-н Аникеев — “король” империи замороженных полуфабрикатов, и т.д., и т.п. Но иногда вопросы возникают. Вот вице-спикер, единоросс Юрий Волков задекларировал за 2009 год ни много ни мало 134 млн. рублей, а его супруга — 308 млн. рублей. Место работы супруги и род ее занятий нам неизвестен, но сам г-н Волков сначала долго трудился в спецслужбах, а потом всегда был чиновником или сенатором, и вот уже второй срок — депутат Госдумы… Непонятно.
По мнению директора Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» Елены Панфиловой, в декларациях народных избранников можно обнаружить те же несоответствия, что и в декларациях министров и сотрудников администраций. «Это, с одной стороны, дорогостоящее имущество при скромном доходе, с другой – наоборот, официальный маленький доход при том, что человек состоит в списке миллиардеров, – сказала эксперт. – Кроме того, снова отмечается, что сам депутат может не иметь почти ничего, зато его супруга и члены семьи обладают весьма солидными капиталами».
По мнению директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, сейчас процесс декларирования доходов переживает лишь первый, самый простой этап. На следующем этапе предстоит ввести более жесткую проверку и контроль, выяснять источники доходов, чтобы определить, насколько декларация соответствует реальному положению дел. Правда, политолог считает, что такой этап наступит в России лишь через 20–30 лет. «Поскольку система непрозрачности у нас существует более 500 лет с основания централизованного Российского государства, переломить ее быстро просто невозможно», – пояснил политолог.
Марина Озерова, Михаил Зубов
|