ЕДИНСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ О МАТЕРИ
Как и у многих советских людей, та война унесла моих самых близких - отца, мать, братишку. В живых остался я один, полутора лет от роду.
До начала войны мы жили в Москве на Братцевской улице. Отец Дмитрий Павлович Потоцкий работал на заводе №20. Мать Анна Яковлевна в столовой птицефабрики. Я появился на свет 17 апреля 1940 года.
В первые же дни после нападения немецких фашистов на нашу страну отец ушел на фронт. Он был лейтенантом, заместителем командира стрелковой роты. Погиб в бою 27 ноября 1942 года. Похоронен в деревне Дубовик Молодотудского района Калининской области. А нас с мамой эвакуировали в Чувашскую область.
Самое дорогое, что я особо храню, это письмо, пришедшее ко мне уже много лет спустя от жительницы столицы Любови Васильевны Куприной, которая тоже в сорок первом году была эвакуирована и проживала вместе с нами. В нем описано все, что случилось тогда с мамой, папой, братишкой и мной. Вот оно - слово в слово.
«Здравствуй, Володя. Привет от тети Любы. Володя, письмо я ваше получила. Это было для меня большое потрясение. Я не могла его прочесть без отрыва. Пока прочитала, платок был мокрый от слез. О чем я мечтала, то и сбылось. Я все собиралась опубликовать в газете о тебе. Все меня тревожило - откликнись, Володя. Володя, теперь я описываю тебе все подробно о маме.
До войны маму я не знала, мы жили в разных местах. Когда нас эвакуировали и поместили вместе в деревню Заовражье, с тех пор я стала ее знать. Володя, ты был у мамы, и она была в положении, ждала еще ребенка. Вскоре у нее родился мальчик.
Конечно, мамино положение было очень тяжелое. Двое маленьких детей, яслей не было, помощи ей ниоткуда не было. Она, бедная, была голодная и холодная, ведь работать она от вас не могла. Взялась ходить за почтой за три километра, и в одно время, Володя, тебя вытащили из пруда, ты уже тонул. Ей пришлось бросить работу. Мы жили на одной квартире, потом вас переселили к другой хозяйке. И вот там заболела мама. Лежала она на холодном полу, постелить нечего, хозяйка на печку не пускала, и вы ползали около нее. Это было так дней пять-шесть. Маме все хуже. Мы пошли к председателю. Конечно, со скандалом выпросили лошадь и отвезли маму в больницу вместе с твоим братишкой. Одна женщина в это время взяла тебя к себе. Когда приехали, оставили маму в больнице, у нее признали брюшной тиф.
Хозяйка тут же все ваше выкинула и принесла тебя к дому председателя - он тебя не берет и она отказывается. Ты стоял босенький, коротенький рукавчик рубашка, коротенькие штанишки, посинел, дрожавши, а они спорили. В это время шла я и у меня потекли слезы, так было тебя жалко, я взяла тебя, завернула концом платка твои ножки, принесла к своим детям. У меня их трое, ты стал четвертым. Спала я с вами на одной кровати впятером. Володя, ты у меня прожил 18 дней. Когда умерла мама, я пошла к Рассадневой тете Насте и с ней решили отдать тебя в детский дом. Навещали тебя часто, потом тебя перевели в другой детский дом, адрес его затеряли. С тех пор мы ничего о тебе не знали.
Володя, мама все ждала от папы аттестат, он обещал выслать. Пришел аттестат, а мама уже умерла, она получала бы 700 рублей, так как он командир, а она получала 100 рублей. Володя, мы написали о смерти мамы папе. Через 20 дней после маминой смерти пришло извещение о смерти папы. Маму мы похоронили в Чебоксарах, а братишку похоронили на братской могиле.
Володя, когда я приходила к маме в больницу, она была острижена, говорила плохо и все спрашивала, как Вовочка. Я ей говорила, не беспокойся, он у меня с моими ребятами, где и поиграете, где и подеретесь. Володя, маме было 22 года, когда она умерла. Она очень боялась смерти, была веселая, артельная. Это словесный портрет мамы. Прошу, Володя, вышли свое фото, я на тебя посмотрю. Ты у меня как сын был, но еще глуп, по маме не скучал. Также ко мне, как и мои дети, протягивал ручонку, брал кусочек хлеба.
До свидания, желаю хорошей жизни и хорошего здоровья. Тетя Люба».
Такое вот письмо, память о маме, которую я совсем не помню. Но мною, надеюсь, она была бы довольна. Жизнь прожил трудную, но хорошую. Трудовую деятельность начал рано. Сначала на сельхозработах, потом слесарем, механиком, инженером на заводах. Вырастила меня страна, как ей ни тяжело было после военной разрухи. Выучила. Накормила, напоила, одела, в люди вывела. И такая судьба у миллионов военных сирот - никто не стал беспризорным.
Мечтал бы жить в столице, возможно, на той же Братцевской улице - это где-то в районе станции метро «Тушинская». Но решить данный вопрос пока не получается.
Дорогие, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны и все москвичи, поздравляю вас с 65-й годовщиной Победы над фашистской Германией. Желаю вам здоровья на долгие годы и благополучия.
Владимир ПОТОЦКИЙ,
Самарская область, г. Жигулевск.
|