В ДЕРЕВНЮ ЗА ВДОХНОВЕНИЕМ
Арсений ЛАПИН, как художник из песни, «квартиру имел и холсты». Но ради своей любви к деревне продал картины и кров и на все деньги купил... домик под Тверью.
Тихое место
Художники, в представлении людей, от искусства далеких, народ странный – живут на чердаках, много пьют и то уши себе режут как Ван Гог, то рисуют как Малевич черный квадрат без линейки, который потом стоит невозможных денег. А уехать стремятся обычно в Париж, а не в деревню.
Тем не менее, уже шесть лет в тверской деревне Рогово живут художники Арсений и Наталья Лапины.
Рогово – место тихое, стоит на холме, в окружении лесов и клюквенных болот. Несмотря на тишину, до цивилизации не слишком далеко – в двух километрах есть железнодорожная станция. Молодежи в деревне нет – половина домов в Рогово заброшена, в остальных – старики и дачники. Художник, уехавший в деревню... Вероятно, вы уже представили себе крепкого пенсионера, энтузиаста-пейзажиста, который бродит по окрестностям с этюдником, увековечивая вышеупомянутые леса и болота. И ошиблись. Лапин молод и создает странные, завораживающие скульптуры из дерева и деталей давно отживших механизмов. Хотя пейзажи тоже иногда пишет.
– Арсений, а как вы сами определяете стиль ваших работ?
– Недавно появилось слово «психофолк», по-моему, очень соответствует. Мне нравится искусство древних народов – кельтов, скандинавов, славян, австралийцев, индейцев. Но поскольку я живу в другом месте и в другое время, я считаю, что должен переосмыслить их по-своему.
– Кого в художниках, собирающих скульптуры из механических запчастей, больше – Левши или Леонардо?
– Левши, конечно. Леонардо – теоретик, а Левша – практик.
– Где вы берете материалы для скульптур?
– Хожу по заброшенным деревням и собираю на чердаках старые будильники, часы, радиоприемники и предметы неизвестного назначения. Бронзу собираю на полях сражений Второй мировой.
Рассматривая скульптуры Лапина, начинаешь понимать, что подтолкнуло его к «побегу» в деревню. Художнику типа «механик-старьевщик» жить в обычной квартире практически невозможно. Очень быстро все место заполняют загадочные железяки и прочие громоздкие вещи.
– Как же все это умещалось в городской квартире?
– Когда я преподавал в художественной школе, у меня была не только интересная работа, но и огромная мастерская.
– И вы все это оставили?
– На мою живопись обратили внимание московские галеристы, картины начали продаваться, появились деньги, чтобы купить собственный дом. И мы переехали в деревню.
– Каким тогда был этот дом?
– Обычный бревенчатый пятистенок. Когда-то он принадлежал деревенскому доктору, на чердаке я обнаружил подшивку журнала «Фельдшер и акушерка» за шестидесятый год и большую коробку ампул новокаина. Чтобы здесь было удобно жить, нам пришлось вырыть колодец и установить систему автоматического водоснабжения. А потом пристроили художественную и техническую мастерские и хорошую баню. С самим домом ничего особенного не делал – только заменил сгнившие бревна и обшил изнутри фанерой.
– Как к вам соседи относятся?
– Хорошо... Помогают советом. Пристройку-мастерскую нам жители соседней деревни практически бесплатно выстроили.
– Сложно было уговорить жену на бегство от цивилизации?
– Мы одновременно решили ехать в деревню. Нам всегда нравилось жить на природе, мы много путешествовали по разным красивым местам, и возвращаться в город совсем не хотелось. Сложностей, кроме недостаточно быстрого Интернета, никаких нет.
«Портрет жены художника»
Вероятно, занимайся Наталья Лапина каким-нибудь эфемерным видом искусства, такого единодушия в планах могло и не получиться. Но она керамист – представитель практичного племени прикладников. А запасы глины, муфельная печь и полки с готовыми и полуготовыми работами совмещаются с городской жизнью даже хуже, чем деревянная скульптура.
– Наташа, вам здесь не сложно?
– Отсюда труднее выбраться на выставку или на концерт, например, а я очень люблю живую музыку. Зато воздух здесь чище, вода вкуснее и мимо окон не ездят машины. Можно приглашать в гости друзей большой компанией и при этом совершенно не мешать соседям, как это бывает в городской квартире. Еще я делаю всякие штуки из керамики, это очень интересный и затягивающий процесс, надеюсь со временем изобрести свою собственную супертехнику, в которой никто не работал...
Оксана САНЖАРОВА
|