Георгий ГРЕЧКО, космонавт: Я СЕЙЧАС ЖИВ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СВОЕМУ АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ
Мы встретились с Георгием Михайловичем и задали ему несколько вопросов.
— Как вы думаете, почему сейчас молодежь не интересуется космосом, когда раньше все поголовно мальчишки мечтали стать космонавтами?
— С моей точки зрения это плохо. Например, взять нас: сначала нашими героями были пограничники, потом полярники. Первые полярники были нашими кумирами. Сейчас на полюсе работает много людей и делают они гораздо больше наших кумиров, но мы их не знаем. Всегда когда появляется какая-то новая профессия, дети тут же реагируют. Сейчас, поскольку рыночные отношения, все хотят быть богатыми, а в космосе не разбогатеешь, это можно сделать только на Земле.
- Вы верующий человек?
— Да, я верующий. Многих удивляет, как космонавт может быть верующим! Но Бога нужно искать не в небе, а в своей душе. Я проанализировал свою жизнь, при моём взрывном и безоглядном характере, я бы уже давно был бы или на том свете, или инвалидом. Я думаю, что сейчас жив только благодаря своему ангелу-хранителю.
— Ваш полёт длился 96 дней. Что было тяжелее всего? Разлука с родными? То, что за тобой постоянно наблюдают? Еда из тюбиков?
— Одиночества там нет, потому что летишь в паре с кем-то. Потом ещё прилетают два человека во время посещения, а каждые полтора часа ты общаешься с ЦУП. Наоборот, хотелось побыть одному иногда. Конечно, грустил по семье, но это же недостойно: бросить работу и вернуться к жене.
— Космонавтам перед полётом всегда показывают «Белое солнце пустыни». Почему именно этот фильм?
— Вообще сначала нам показывали фильм «Тридцать три», это комедия положений с Леоновым. Потом стали показывать «Белое солнце пустыни». Потом кому-то из молодых надоело, и стали смотреть «Ширли-мырли». Но потом опять вернулись к «Белому солнцу пустыни». Этот фильм про человека, который оказывается в трудном положении, когда выполнить свой долг и остаться верным другу смертельно опасно. И в этих тяжёлых условиях человек не теряет себя, сохраняет самообладание и чувство юмора, проявляет свои лучшие качества. Вы знаете, последняя ночь перед стартом, хочешь или не хочешь, будешь волноваться. Есть два ложных пути. Первый – сказать, что тебе море по колено, я всё сделаю, всё ерунда, ведь я отлично подготовлен ко всему. И этот путь будет ошибкой. Второй путь – запаниковать, испугаться, накрутить себя. И это тоже будет ошибкой. «Белое солнце пустыни» — это метроном, который задаёт космонавтам правильный ритм и настроение.
Н. А.
|