СВОИ БОГАТСТВА ОНИ ОСТАВЛЯЮТ ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ
Выставлять напоказ, кичиться богатством здесь не очень принято. Скорее принято показывать, что большое состояние – это большая ответственность, груз, облегчить тяжесть которого может благотворительность. В случае, например, с Марком Цукербергом сначала сообщалось, сколько миллионов (сто!) он пожертвовал на нужды американских школ, а уж потом пошли новости о доме, который и на миллион-то не тянет. Всем интересен именно Цукерберг, создавший самую популярную социальную сеть (Facebook) на планете и сделавший многомиллиардное состояние в 26 лет. Очевидно, что он станет на ближайшие годы ньюсмейкером и объектом пристального изучения. В частности, здесь будут смотреть не только на то, сколько он еще заработал, но и на то, сколько он отдал. История жизни, по крайней мере, трех калифорнийцев, сколотивших в разные годы огромные состояния, говорит о том, что можно отдать все. Причем не сыновьям и дочерям, а народу, стране.
В Калифорнии жили такие бизнесмены, как Поль Гетти, Генри Хантингтон и Уильям Херст, итог их жизни поразительно одинаков – заработанные деньги они вкладывали в картины, античную скульптуру, в редкие книги, растения, и сегодня все эти сокровища доступны обычным людям. Чтобы полюбоваться на редчайшие предметы искусства, не надо платить почти ничего, приезжай и смотри.
Взять, к примеру, коллекцию Поля Гетти. Сегодня его вилла в Малибу оценивается в 2,5 млрд. долларов и является самым богатым частным музеем в истории человечества. А путь на виллу, где висят «Ирисы» Ван Гога, «Прогулка» Ренуара, «Святой Варфоломей» Рембрандта, шедевры Тициана, Сезанна, Моне, где хранится уникальная коллекция греческих и римских скульптур, персидских ковров, гобеленов, лежит вовсе не через кассу. Посетители платят восемь долларов за парковку автомобиля, вход же в сам дом-музей свободный. За Полем Гетти в 20-е годы прошлого века общественность следила, наверное, так же пристально, как будет следить за Марком Цукербергом. В Калифорнию он переехал в 1926 году и начал закладывать фундамент нефтяной империи, которая с годами разрослась до того, что в 1957 году Гетти был назван самым богатым человеком на земле. Он имел пятерых детей, а потом и многих внуков, но к наследникам испытывал острую неприязнь. Любил же львов, самых настоящих львов, которые жили у него на вилле, наводя ужас на окружающих. Поль Гетти умер в возрасте 83 лет, оставив сущие копейки родственникам. Все состояние – подумать только, самое большое состояние в мире – Гетти завещал благотворительному фонду. Получается, что этот человек, самый одинокий и самый эксцентричный человек на свете, считавший при жизни каждую копейку (он из экономии даже носки стирал себе сам, а для гостей на вилле устанавливал платные телефоны), в итоге все отдал народу Америки.
Не унес с собой миллиарды долларов и другой успешнейший калифорниец, железнодорожный магнат Генри Хантингтон. История его жизни тоже сплошная драма, сюжет для многосерийного фильма. Основателями железнодорожной компании, еще в конце XIX века, были два друга – Леланд Стэнфорд и Коллис Хантингтон. И если первый остался в истории как основатель знаменитого Стэнфордского университета, то второй всю энергию сосредоточил на железных дорогах. Умер Коллис рано, и его империя досталась племяннику Генри Хантингтону, который позже женился на предмете своей страсти – дядиной вдове и увлекся собирательством, начал по всему миру скупать редкие книги, манускрипты, рукописи, шедевры живописи. Его коллекция старинных книг сегодня считается самой крупной в США после коллекции Библиотеки конгресса. Здесь 350 тысяч редких изданий – от рукописей Птолемея до записей Эйнштейна, здесь изучают печатные работы Чарльза Дарвина, «Философию и геометрию Архимеда», написанную в 1544 году, и другие раритеты. Самое интересное, что все эти бесценные сокровища хранятся не под семью замками, а вполне доступны исследователям. Большинство же людей приходят сюда, чтобы просто полюбоваться на гигантский ботанический сад с 15 тыс. видов растений, раскинувшийся на 50 гектарах. По преданию, этот сад (здесь, кстати, снимали фильм «Мемуары гейши») Генри при жизни подарил своей жене, но в итоге он достался благотворительному фонду. То есть опять-таки народу Америки.
И еще один человек обогатил Калифорнию шедеврами, собранными по всему свету, – это Уильям Херст, отец-основатель жанра «желтой» журналистики. Он владел 26 ежедневными газетами, 13 журналами и 8 радиостанциями, учил делать сенсации, да и сам был одной сплошной сенсацией. Как и Гетти, и Хантингтон, он во втором десятилетии прошлого века увлекся собирательством, а чтобы наиболее выгодно подать шедевры, собранные со всей планеты, Херст выстроил дворец. Он парит сегодня над Тихим океаном, высоко в горах, так высоко, что, глядя на облака, ты смотришь вниз, и называется одним из чудес света. Описать замок Херста невозможно, это что-то невероятное. И трудно поверить, что как строительством, так и собирательством руководил один человек, вернее – его фантазия. Из самых разных стран сюда свозились картины, античная скульптура, вазы, ковры, мозаичная плитка. В Испании был разобран целый монастырь и перевезен сюда, в Калифорнию, для нужд замка. Херст выстроил два бассейна, в которых купались его именитые гости – от Чарли Чаплина до Кларка Гейбла, один из них покрыт золотой плиткой и производит на людей очень сильное впечатление. Замок Херста строился много лет, так много, что, когда он умер (1951 год), строительство еще не было завершено. И в результате этим великолепием уже много лет распоряжается калифорнийский департамент парков, сделавший чудо света доступным для всех желающих.
Элеонора Васина, Лос-Анджелес
|