СМИ ПОМЕНЯЛИ ОРИЕНТАЦИЮ
13 января страна отмечает День российской журналистики. Так и хочется спросить – это праздник или поминки?! Что случилось с нашей журналистикой? Об этом рассуждает главный редактор нашей газеты Наталья Желнорова.
В стране появилось такое огромное количество изданий, в которых главной темой стали бандиты и их разборки; гадалки и пророки всех мастей; скелеты в шкафу новоявленных «звезд»; «секса» столько, сколько, наверное, не «производится» во всей России. «Барахло» из всех «кладовок» вывернуто на обалдевший народ. политикой и ее новыми вершителями судеб обильно, как острой приправой, сдобрено все это «варево».
Неслучайно СМИ раньше называли «четвертой властью» — она соединяла первые три «ветки» с народом, транслировала их намерения и деяния. Анализировала эти намерения, чтобы они как можно меньше вреда принесли народу. И общество ценило эту роль прессы, оно опиралось на нее, когда надо было выровнять первые три власти. Конечно, нередко случалось, что по заказу властей и она травила неугодных, и возвышала угодных. Но сейчас неугодным стало все российское общество.
Общество оказалось задавлено пошлостью, криминалом. Как по заказу (а может и так?) идет восхваление героев преступного мира. Наркоманы, проститутки, бандиты, ворье, самоубийцы — все это с помощью СМИ вывалилось на головы читателей, зрителей. Пороки красочно расписываются и подаются под глянцевой оберткой. На ней написаны как будто безобидные для нашего слуха иностранные слова: рейдеры, путаны, киллеры, педофилы, коррупционеры, гомосексуалисты, некрофилы, скинхеды… Однако в нашем родовом подсознании нет от них такой сильной защиты, как от слов «вор, разбойник, казнокрад, убийца, растлитель». Закамуфлированные иностранные слова подчас воспринимаются почти так же спокойно, как и ранее неизвестные нам «маркетолог», «пиарщик», «диджей». Просто профессии. Ну что в них плохого? Журналисты говорят, что все факты берут из жизни. Но любой единичный случай пресса своим тиражированием, а по сути, рекла мой, превращает в серийное производство. Почему рекламой? Потому что за негативным фактом нет комментария, в котором порицание, отпор, возмездие, нет общенародного клейма порока, нет оценки, и это сразу превращает факт в рекламу, особенно, когда бездействуют все другие «воспитательные центры». Кроме того, в большинстве случаев мы слышим: «Киллера, скорее всего снова не найдут» или «нет закона, чтобы наказать работорговцев за то…» — уверенно заключает свой кровавый рассказ обозреватель. Словом, гуляй, бандит, тебя не тронут. Некоторые журналисты, к огромному сожалению, превратились в «помойщиков», которые роются среди трупов, пороков, ищут падаль, тянутся туда, где гниение и распад. Вытаскивают их и провоцируют трагедии, стравливая и народы, и политиков, и корпорации. Вся страна оказалась задавлена, замордована прессой страшнее, чем любым кризисом. Она идет за людьми по пятам, разлагает детей. СМИ стало страшнее даже самой действительности: очевидно, что не в каждой семье отец насилует двухлетнюю дочку, но когда это повторено по семи телеканалам и приведены данные, что якобы такое случается в каждой двадцатой семье — ясно, что семейная жизнь во ВСЕХ молодых семьях уже отравлена подозрением!
Результат — журналист оказался не лучше преступника: если разбойник совершает преступление против одного человека или группы лиц, то журналист с помощью своей электронной или печатной «дудки» выступает уже против всего народа, угнетая его дух, подавляя волю и убивая надежду.
ОПГ (организованные преступные группировки) не прикидываются «белыми и пушистыми», хотя и не против того, чтобы с помощью денег, затраченных на кинематограф и художественную литературу, приукрасить свой образ. А вот СМИ по-прежнему претендуют на какой-то особый в стране «властный» статус. Напрасно. Когда СМИ метнулись за деньгами, получаемыми от пиара и рекламы, они забыли о своем долге перед обществом. Сами выдумали себе две порочные цели: развлекать народ и зарабатывать на нем. Отсюда появились и разрослись «раковые опухоли» финансовых и прочих пирамид, которые превратились в памятники на могилах наших обманутых соотечественников.
Отдельными СМИ позабыты и честь, и совесть, и милосердие. И вскрывать проблемы, как гнойники, надо руками умелых хирургов, то есть давать на них комментарии умных и порядочных людей. И нужно постоянно убеждать общество, что порок непременно будет наказан (вот вам факты). Добро обязательно должно торжествовать над злом. Поэтому необходим показ достойных выходов из наших проблем. Только таким путем мы не оставим людей наедине со стрессом и хоть как-то поможем им.
Если раньше при словах «это журналист» людям хотелось познакомиться, узнать что-то новое, посоветоваться или пожаловаться, то теперь появилось новое желание — посторониться, избежать общения. Нынешний журналист уже не раз совершил перед народом свое иудино предательство, когда допускал к эфиру не мыслящих и добрых, а тех, кто хуже и «страшнее». Поэтому так мало «ниш», где можно было бы проявиться добру. Даже довод придуман соответствующий: «У доброты нет рейтинга». А нет рейтинга — значит, в кассе СМИ нет денег от такой теле или радиопередачи или от публикации в газете. А так как деньги сейчас «плохишей», то именно им «мы вынужденно послужим». Вот так было взято равнение на антигероя, на низменные потребности людей и потворство этому.
«Кривое зеркало»
СМИ изменило весь наш жизненный уклад. Подобное происходит и в канун выборов, когда с помощью СМИ в кресла высоких чиновников попадают неправильные для страны люди. Но тридцать сребреников кем-то уже получены… Руководителям массмедиа наплевать, какие чудовища придут к власти, и как потом мы будем страдать от их неумелости, воровства. Да и сами медийщики попадут когда-нибудь в эту яму-клоаку, кто тогда услышит их стоны…
Однако в будущее они, похоже, и не пытаются заглядывать — лишь бы урвать свое в эту минуту. Игнорируют то, что они «глас народа». Помните, как заклинание внедрялось в сознание масс: «Да- да-нет-да»? Одно «нет», и то для других — для оппозиции! А если бы мы, в первую очередь, журналисты, почаще говорили своим «избранникам» золотые слова «нет!», «нельзя!», «не поддержим!» — разве народные слуги не опомнились бы в своем безумстве?! Именно на нашем страхе и холуйстве вырастали большие и маленькие тираны. Разве могли бы они без угодливо согнутых спин вскарабкаться на вершину власти? Почему мы тогда упрекаем тиранов в… тиранстве?
И в то же время сколько искренних, настоящих журналистов погибли за свое правое дело! Когда они не смирялись с «давиловкой» власти, не боялись ярости бандитов, когда «лезли на рожон», лишь бы только обнародовать обнаруженные доказательства чьей-то вины или, наоборот, чьей-то неугодной кому-то правды.
Они забывали о том, что их могут скоро забыть, что у них есть обязательства перед семьей и детьми, что все равно их сил в борьбе с большим злом скорее всего на сегодня не хватит… Но что-то тянуло их к выполнению профессионального долга, и этими поступками, даже своими жизнями, они очищали слои грязи и со своих расчетливых коллег. Печать по своей сущности, которую никто отменить не может, является коллективным агитатором, пропагандистом и организатором. Достаточно показать один порок, как он сразу же, словно в тысяче зеркал, отразится в тысячах судеб. Но покажи настоящего героя — и сколько людей, подростков захотят быть похожими на него!
Несомненно, что СМИ — это опаснейшее оружие, если оно оказывается в равнодушных или циничных руках. И в то же время это — лекарство, если общество получает его с любовью, из рук разумных руководителей масс-медиа. Право, жаль, что нет у журналистов такой же клятвы Гиппократа «Не навреди!», как у врачей. Но разве от этого наш долг перестает быть нравственным?
|