ЕЛЕНА КЕЙЛИНА, ОРГАНИСТКА: «МЫ РАЗУЧИЛИСЬ ПРОЩАТЬ ОШИБКИ…»
На днях в Камерном зале Дома Музыки в Москве прошел чудесный концерт под названием «Музыкальные редкости». Елена Кейлина играла на органе, Регина Штейнман на альте, Александр Пфайфер на трубе. Исполнялись редчайшие произведения итальянских и чешских композиторов, ноты которых в буквальном смысле были недавно «отрыты» в разных архивах. Слушатели с большим интересом впитывали незнакомую музыку, а потом долго не отпускали талантливых музыкантов.
- Елена, признайтесь, с чем связана такая дотошность? Угодить слушателю? Так он же и не знает об их существовании! Но очарование от концерта – бесподобное. Орган очищает душу, снимает с нее всю фальшь и отчаяние.
- Прежде всего, мы всегда стараемся найти ХОРОШУЮ МУЗЫКУ! Ведь мы и сами не знали раньше об ее существовании, но когда нашли эти редчайшие шедевры и поиграли их, то решили, что было бы преступлением не донести эти прекрасные работы до наших слушателей. Ведь когда-то музыка Баха тоже была забыта, в это сейчас трудно поверить, но это так! Почти сто лет его произведения никто не исполнял, и если бы в 1829 году Мендельсон не «воскресил» для нас «Страсти по Матфею», то, вполне возможно, мы бы и сегодня не знали о существовании такого композитора.
- После Ваших концертов люди чувствуют большой внутренний подъем, как будто Вы наполнили его неведомой силой. Я понимаю, что это – великая сила искусства. И по сути дела каждый человек своим трудом должен дарить другому радость. Врач –здоровье, учитель –знания, портной – одежду, повар – еду. Но почему же так не получается? Почему радость становится редкостью?
- Я думаю, что главное – это позитивный настрой врача, повара, артиста, желание поделиться чем-то радостным с окружающими, а вот этого, к сожалению, становится все меньше!
- Нашей газете человек интересен не только своей профессией, хотя и это – показатель его личности. Однако всегда хочется узнать, а есть ли там еще что-нибудь интересное – уже за сценой? Например, на каких заповедях Вы строите свою жизнь?
- Это сложный вопрос. Я вообще считаю, что не надо делать людям зла и их надо любить! Мне всегда очень жаль тех персон, которые мне рассказывают о ненависти к кому-то. Это не значит, что мне никто никогда не доставлял неприятных минут, но я всех прощаю. Думаю, что мы разучились прощать ошибки.
А еще я очень люблю готовить – это мое хобби. Я – постоянная читательница журнала «Гастроном», даже иногда тестирую для них рецепты.
- Случались ли с Вами какие-то чудеса?
-Чудес в моей жизни не случалось, но зато было много путешествий и встреч с замечательными людьми в разных странах, что само по себе – чудо.
- Кому и как Вы помогаете в этой жизни?
- Вам это покажется странным, но я стараюсь помогать органам! К сожалению, часто можно встретить эти замечательные инструменты в довольно плачевном состоянии, а ведь многие из них – исторические памятники. Когда мы жили в Коста-Рике, я нашла там 19 инструментов, большинство из которых были построены в 19 веке. Но играть можно было только на одном, остальные просто погибали на глазах. Я призвала местных музыкантов давать благотворительные концерты для сбора средств в Фонд реставрации органов. Откликнулись очень многие. Регина Штейнман и я тоже сыграли довольно много таких концертов, потом к нам присоединились Посольства Германии, Франции и Бельгии в Коста-Рике, и не только помогли материально, но и прислали квалифицированных специалистов из своих стран для реставрации своих же инструментов. Теперь уже 5 органов работают! Причем все они – памятники мировой органной культуры.
Жаль, что в нашей стране так мало делается для сохранения органного инструментария. Орган Большого Зала Московской консерватории, являющийся одним из самых лучших инструментов великого французского органостроителя конца 19 века Аристида Кавайе-Колль, буквально гибнет! Ему срочно нужна реставрация, но… ничего не происходит. А ведь он стоит на листе памятников государственного значения.
- Вы живете – сейчас часто такое случается – на две страны: Францию и Россию. И обе Вам дороги. Как вы оцениваете нынешнее социально-политическое состояние России, какие наши основные беды (кроме дорог и дураков)?
- Точнее сказать, я живу на три страны: Францию, где работает мой муж-немец, Германию, откуда он родом, и Россию. Про социальное положение мне говорить трудно, но из основных наших бед могу отметить лень и полное невнимание к деталям, а часто в них-то и заключена вся суть вопроса!
- Как наш народ мог бы помочь сам себе? И хочет ли он этого?
-Проявлять больше заинтересованности общими политическими и культурными процессами, происходящими в стране. Ну и, конечно, в каждом процессе важно желание, Вы правы, а вот его-то часто и не хватает. Какое-то безликое поколение растет, которому ничего не интересно. И это очень жаль. Причем не только в России, но и в европейских странах этот процесс уже давно идет, что меня, лично, очень расстраивает.
- Может быть, здесь уместны какие-то уроки Франции?
-Думаю, скорее уместны уроки Германии. Там ведь после разрушения стены была очень четкая тенденция: все, что из ГДР, - плохо. Ясли и детские сады надо закрыть, образование целиком перевести на западные рельсы. Ну а теперь выясняется, что восточное образование совсем не так плохо, как всем казалось. Саксония на первом месте по успеваемости в Германии, а новый консервативный министр по делам семьи призвал открывать ясли и детские сады. Может, и нам что-то позитивное из советского опыта, например, образовательную систему, надо сохранить? Ломать-то легко, а вот строить…
- Почему сейчас люди явно тянутся к плохому, а не к хорошему? К такому выводу можно придти, если судить по концертам, фильмам и телепередачам. И в театрах та же картина – голые на сцене и стеб сплошной, а залы забиты, хотя билеты не дешевы. Да и по газетам видно: чем паскуднее и желтее издание – тем выше тиражи… Что с нами случилось?
- Думаю, что этот период скоро пройдет, в Европе он тоже был и есть, но как-то меньше этого всего стало в последние годы, у нас просто все процессы чуть позже происходят. Ну поиграют в обнаженную натуру на сцене, но скоро это надоест. Во Франции было время, когда ни один спектакль без этого не обходился, а сейчас уже эта волна спала, и у нас спадет, все-таки какие-то всечеловеческие ценности обязательно победят.
- Считает ли Россию Запад «великой державой» или «прикалывается» над нами?
-Это сложный вопрос. Чем страна «цивилизованнее», тем больше здравого смысла в прессе о нас в последнее время появляется, так, например, в элитарном немецком политическом журнале «Цицеро» появилась статья «Германии нужна Россия», что, конечно, не может не радовать. Но часто можно и совсем смешные вещи прочитать… Что делать? Думаю, это займет еще какое-то время, важно, как мы сами будем себя в этот период вести.
- Расскажите Вашу любимую притчу.
---Я Вам лучше расскажу свой любимый случай из жизни, вполне анекдотический. Как-то раз я летела в Париж на концерт, без багажа, только с маленькой тележкой ручной клади. Меня остановил в «зеленом коридоре» сотрудник таможни, совсем молоденький, видимо, первый день работал, и спросил: « По какому поводу летите?» Я ответила, что по служебному, лечу давать концерт. Он спросил, на чем я играю, я ответила, что на органе, и пошутила, что инструмент с собой не везу. Он очень серьезно спросил: «Почему?»
На мой вопрос, представляет ли он, что такое орган, какой он большой, что в нем около 1500 труб, даже в самом среднем, он резонно ответил: «Но ведь можно же не все трубы взять!» И начал методично искать орган в моей маленькой тележке. С тех пор я с пограничниками и таможенниками ни в какой стране не шучу и Вам всем не советую.
Беседовала Наталья Желнорова
|