Елена ПЕЛЕВИНА, художник, модельер: «БЫТЬ ГЕНИЕМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ…»
Однажды я пришла домой с работы усталая и чем-то расстроенная. Увидела на столе две книги. Их принесла моя дочь. Это был фотоальбом Елены Пелевиной с красивыми моделями, великолепными одеждами, вторая книга - о самой художнице. Почти автоматически я раскрыла альбом и … все забыла! Что надо поужинать, переодеться…Но я погрузилась в мир грез и таких ярких красок, их сочетаний, такого бьющего света, заряженного автором, что вскоре почувствовала себя счастливой – отдохнувшей и вдохновленной…Об этом человеке нельзя было не рассказать: умолчать о ней - значит обеднить нашу жизнь.
- Елена, вы прожили яркую, счастливую жизнь, в которой вам все удавалось. Любящие родители, прекрасная профессия, поездки, искренняя признательность людей. Но и вы щедро дарили себя всему миру, неся ему яркий свет нашего национального искусства. Как вы сами считаете, почему вам так везло? Это благодаря харизме, связям или чему-то еще?
-Думаю, благодаря Богу, который определяет и харизму, и связи, и всё остальное, но не отдельно от человека, а именно посредством человека, только через человека, через его выбор. На то и дана свобода выбора. Мы так созданы. Уверена, харизма есть у каждого, и у каждого своя. Одни проснулись, раскрылись, нашли себя, другие ещё спят. Для меня жизнь – это интересная игра, театр, где я режиссёр, сценарист, актёр.
Насчёт жизни счастливой?.. Ощущение счастья настолько мгновенно, а страданий настолько много… Без большого несчастья не может быть большого счастья – две стороны одного аспекта. А связи определяет сам человек.
Знаю, везения и случайностей не бывает, есть цепочка закономерностей причин и следствий. С этой точки зрения, мне повезло. Душа выбрала родителей, любящих жизнь, тонко чувствующих её гармонию. Папа – дипломат-разведчик, родом из Ивановской области, мама – экономист, родилась в сибирской деревне на реке Бирюса. Детство моё прошло в пространстве любви, на берегу Средиземного моря в Северной Африке. Сначала Ливия, потом Алжир, где папа работал в Советском посольстве.
Голубое небо, синее-пресинее море, пальмы до горизонта, апельсиновые рощи, банановые заросли, жара под 50 надолго останутся в памяти и определят яркую, жизнеутверждающую гамму первых творческих работ.
Боязнь цвета отсутствует напрочь, как говорят художники. Сочный, звучный колорит останется в костюмах, гобеленах, живописи, графике навсегда, как цвет тепла, счастья, цвет детства…
Отвечая на ваш вопрос, вернее, утверждение, что в жизни мне всё удавалось, хочу уточнить - удавалось не всё. Было много разочарований, огорчений. Действие Божьего закона, назову его «Любви», неоднократно проверила на себе. Слепым котёнком набила шишек, не озлобилась, не обиделась, восприняла, как науку. Кстати, обида – та же агрессия. Мы и рождаемся постичь уроки Бытия, это нормально, естественно. Будем благодарными учениками…
Инфантильная фраза «надейся и жди», давно не актуальна, ещё говорят – «верь». Не надо верить, надеяться и ждать, надо ПРОВЕРИТЬ (на себе) и ЗНАТЬ. Чтобы знать – действовать. Действовать, значит свои «занозы» осознавать: где ошибка в прошлом, где неправильно подумала, тем самым притянула нежелательную ситуацию. А ещё проще, надо любить всё живое и неживое, так как, неживого нет. Мы Любовью созданы, нарушение этого принципа ведёт к проблемам физическим, напрямую воздействует на то, что с нами происходит в жизни, на события, являющиеся всего лишь следствием.
Причина - в голове, в мыслях.
Как вы красиво сказали «… свет национального искусства». Действительно, свет. Обычно свет идёт, распространяется от чего-то истинного. Таким светом для меня явилось народное искусство.
На четвёртом курсе института начинает интересовать народное творчество, народный костюм. Эта тема проходит красной нитью в моём искусстве, видоизменяясь, приобретая различные оттенки, обогащаясь жизненным опытом.
Домотканые, сермяжные ткани, ручная вышивка, древние орнаменты, переходящие из поколения в поколение, кокошники, украшенные речным бисером – всё отзывается в душе радостью и пониманием.
Связь времён, ниточка, идущая издревле, осознание корней своих через современное искусство, будь то костюм, панно, пространственная композиция – является той базой, глубиной, тем краеугольным камнем, на чём я основываю своё творчество.
Познаю азы ремесла своих древних прабабушек - делаю мережки в холстине, переплетаю её цветными шерстяными нитями, продёргиваю шёлковые кисти, украшаю деревянными картинками, расписанными вручную, собираю из них нагрудные украшения.
Пропорции, композиция, цвет – в стиле любимого русского художника Ивана Билибина, иллюстратора сказок А. Пушкина, прекрасного рисовальщика, мастера линии. Через национальную тематику его работ тонко, неуловимо чувствуется что-то, напоминающее древние японские гравюры.
Вторая моя страсть – японское декоративное искусство, оно отражается в творчестве серией работ в технике «горячий» и «холодный» батик. Об этом увлечении вспоминаю на лекциях с японскими студентами академии моды Сугино в Токио, где в 2003 году была приглашённым профессором для открытия 10-летнего контракта о сотрудничестве между Россией и Японией.
Много было встреч, поездок, впечатлений… Спасибо Богу за такую «харизму», как вы выражаетесь.
Твори и познаешь блаженство!
- Ваше творчество полюбили в разных странах. Там часто проходят выставки, иностранцы на корню скупают сделанные вами костюмы, панно, шали. А что у нас, в России?? Почему к вам и к другим талантливым художникам такое равнодушие? Его можно как-то победить?
- Как можно победить систему? То же самое, что бороться с ветряными мельницами. Борьба – вообще не мой путь взаимоотношения с жизнью. На мой взгляд, это пустая трата энергии. Равнодушие может победить только духовный рост самого человека, который определяет уровень его интересов. В «официальной» России, может, и нет ко мне и другим талантливым художникам интереса сегодня, это не значит, что народ не понимает или не видит, кто есть кто. А потом, вся власть, все чиновники и вышли из нас, из народа. Что мы посеяли, то и пожинаем. Что заслужили, то и получаем. Значит, каждого, и моя в том числе, вина здесь есть. Всё взаимосвязано. Мы научились мастерски убивать, давайте научимся мастерски любить. Где такие предметы в школе? Что мы упёрлись в телевизор, мы хотим смаковать навязываемую нам информацию о страданиях, бедах? Они и есть, потому что мы их проецируем. О чём мыслим, то и материализуется. Мы насытились, переполнились американизацией, глобализацией, этой кашей, давайте уже что-нибудь про взаимосвязь человека с Божественным пространством, про гармонию мира, красоту, которая спасёт мир, тогда, глядишь, мир и изменится…
Спасаюсь в этой жизни творчеством. Процесс творчества - блаженство, божественный дар нам, людям, канал, через который ты соприкасаешься с Вселенной. Ты один на один с Целым. Работаю в одиночестве, в полной тишине... или с музыкой. Музыка разная, классика, джаз, эстрада, но обязательно, талантливая. Люблю хоровое пение, созвучное многоголосью текстильной мозаики. Цвет, фактура, рисунок лоскуточков — краски. Руки и иголка с ниткой — кисти, ими рисую и пишу. Дохожу до такого автоматизма, существует только образ, что воплощаю. Не замечаю, не слышу ничего вокруг. Рокот швейной машинки не отвлекает. Я живописец, график, скульптор...
Орнамент, форма стебелька, оттенок фона — всё живое, всё работает на единый образ, всё во взаимосвязи с мыслями. Они приходят из пространства, заполняют тебя всю. Теряю течение времени, не чувствую собственного тела... «Мы» — процесс, движение, глагол... Руки не успевают за мыслями, ... происходит слияние, растворение. Ощущения — незабываемые, ради этого стоит жить...
Авторская коллекция костюмов, что создаю – это форма выражения меня, как художника прикладного искусства, это не мода, как таковая. Уже более 25 лет она живёт по своим законам, увеличивается, видоизменяется, живой организм. Расстаться с ней не могу, как с выстраданным детищем. Сейчас насчитываю около 450 работ, сюда входят костюмы, панно и кукольные композиции. Коллекция костюмов-образов провозит меня по всему миру, рассказывает о „далёкой и близкой“ стране России на языке, понятном человеку любой национальности — на языке искусства, без посредника-переводчика, напрямую, как умеют общаться только души. Америка, Италия, Греция, Израиль, Франция, Япония, Австралия, Германия, Швеция, Югославия - вот, неполный список стран, где проходили мои показы, выставки. В Атланте во время олимпиады, работы моих учеников и мои, украшали три этажа «Русского дома», куда приезжали руководители нашей страны и других государств, знаменитые олимпийцы и гости.
Тогда у меня ещё с 92 года был «Дом русской моды Елены Пелевиной» на Комсомольском проспекте. Что только не творили. В ход идёт крашеная мешковина (из чего делают половые тряпки), она превращается в диковинную парчу. Расписываю полушерстяные трикотажные платки, что бабки носят, из них шью. Заморские модницы один раз аж подрались на глазах, не поделив «эксклюзив» от Пелевиной из «половой тряпки». Простынь из бязи становится уникальным графическим полотном – обычным пером и тушью рисую на ней «Японские мотивы». Из покрывал и занавесок, что в любом провинциальном магазинчике – целая коллекция пальто и жакетов, она расходится по актрисам, знаменитостям, создаёт рекламу в мире театра и кино.
Певица Сенчена, Чепрага, Надежда Кадышева, Алла Пугачёва, любимая Пахмутова, солистка Большого театра Лариса Рудакова, актрисы - Шукшина, Леждей, Жанна Болотова, Сафонова, Елена Степаненко, олимпийская чемпионка Лининчук, телеведущая Ветлицкая, чудо природы поэтесса Лиснянская, Мадлен Олбрайт, жёны послов иностранных государств – вот круг женщин, что сразу приходят на ум, если, кому интересно. Когда мне корреспонденты задают вопрос: «Для кого любите создавать костюмы?»… Для всех, кто любит природу, людей, жизнь, Россию, моё искусство. Для тех, кто ЛЮБИТ.
В конце 2000 года я уехала в Бельгию на 4 года, за это быстротечное время меня успели подзабыть, потом началось строительство дома Искусства в Ивановской области в деревни Жарки, забыли ещё больше, но не совсем. Сейчас «Официальной» России, то есть тёмным силам, не выгодно афишировать что либо светлое, хотя и на ТВ, и на радио была частым гостем, и выставки проходили ежемесячно. Да и сейчас не жалуюсь – поклонники увидят мои текстильные композиции в конце февраля на Арбате, в центре ДИНАОДА; на днях снялась в трёх телепрограммах; по «народному радио» вещала 40 минут у очаровательной ведущей Зинаиды Белухиной. Так что любовью народной я не обижена.
На счету Елены Пелевиной более 140 персональных выставок, около 700 статей в прессе, 43 фильма и репортажа. В Историческом музее, в музее города Москвы, в музее прикладного и декоративного искусства, в музее Метрополитен в Нью-Йорке находятся ее работы. Более подробную информацию можно узнать на сайте Pelevina-art.ru.
Не плачь, но радуйся
- Меня удивило, как вы умеете радоваться жизни, природе, родной земле. Как сочно вы об этом рассказываете в своей книге с таким оригинальным названием «Елена Пелевина». Откуда такая открытость, детскость, ведь по жизни вы явно «тертый калач»?
- Я бы сказала, тёртая плюшка, меня в институте звали Пелюшка-плюшка. Потёртость налицо, скорее, на лице. Открытость - от детскости, детскость - от понимания того, что Жизнь - подарок, а зрелость, это самый прекрасный период в жизни человека. Зрелость – второе рождение, духовное рождение, ты рождаешься заново, ты снова ребёнок. Свежими глазами начинаешь смотреть на существование. Ты свободен от предрассудков, ты смел. И когда в тебя входит свобода, ты доступен для мудрости.
О книге. Самое главное, гармонично видеть. Красной нитью эта мысль проходит в содержании. Многие не понимают, думают, я себя прославляю в книге. Объясняю, сюжет - моя биография, лишь средство выражения сути, а речь идёт о природе мысли, о взаимосвязи человека с Божественным пространством, о том, что человек, чистый душой, сознавая эту связь, может не только материализовать предметы из невидимого, а формировать обстоятельства вокруг себя, создавать условия для этого формирования, влиять на свою линию жизни, то бишь судьбу.
Два месяца я мучилась, не зная, как назвать книгу. Однажды, наслаждаясь закатом, я вошла в состояние тишины и умиротворения, душа ликовала, пела и тогда, почувствовала лёгкий толчок, но рядом никого не было. Вдруг я услышала внутри себя: «Назови книгу «Елена Пелевина» - это правда». Я даже испугалась такой неожиданной мысли, но пришла уверенность, убеждённость, что другого названия быть не может. Так возникло это оригинальное название. Потом я поняла, любым названием, ты уже даёшь установку читателям. Мне бы хотелось, чтобы без моей подсказки, без давления читатель сам расставил приоритеты, определил сам, что для него главное, что второстепенное, тем более, что все люди разного уровня восприятия, развития. Пусть каждый впитает в себя то, что ему необходимо понять конкретно в этот момент. А «Елена Пелевина» - ничего не говорящее, совершенно нейтральное сочетание букв, просто, как штамп, как печать на казённой бумажке. А для меня – колоссальная ответственность за сказанное. Я не боюсь ставить подпись под своей работой, всю душу вложишь, выстрадаешь, наплачешься, нарадуешься, и возникает ощущение, что тебя услышат.
А радоваться приходится всё время, каждый день. Во-первых, чтобы не плакать, от того, что видишь вокруг, во-вторых, красота - в глазах смотрящего. Один из духовных законов мироздания – подобное притягивает подобное, соответственно, выгоднее для здоровья своего и окружающих, быть радостной и деятельной. Учитывая научные доказательства о материализации мыслей, и слушая собственное сердце, убедилась на собственном опыте, закон работает, да ещё как.
Уметь радоваться – тоже наука. Грустить, охать, ахать, плакаться, жаловаться научились, а в плохом видеть хорошее, развивать, поощрять, поддерживать это хорошее, чтобы для плохого места не осталось, тут мы руками разводим. Смешно, ведь это так просто и понятно, даже ребёнку, особенно ребёнку. Вот почему хочется быть ребёнком, чистоты хочется, настоящего, истинного. Раз есть направленность, туда и движешься, к природе матушке, к земле матушке. Ах! Как пахнут травы после тёплого летнего дождя, напоенная земля благодарно дышит, чувствуется её дыхание, хочется вместе… получается…
Мысль по ходу. Какая-то могучая сила, стержень есть в людях, неравнодушных к корням своим, национальному наследию, она держит их крепко, подпитывая всё новой и новой энергией, не давая стареть, и живут на земле они долго – им есть что сказать, что отдать, что спеть…
Не спи! Дерзай! Будь смелей!
- Как молодым понять свое призвание в жизни? На что держать равнение?
- Никого не слушать, кроме своего сердца и души, эти категории связаны с Богом, плохого не посоветуют. Ни мама, ни папа, ни любые авторитеты, ни учителя не пробьются к твоей внутренней личности, пока сам, путём ошибок и проб, не научишься слушать и слышать себя. Познай себя, познаешь мир. Главное – проснуться. Войны нет. Есть твоя единственная жизнь! Живи её с открытыми глазами, не спи! Не затуманивай мозги наркотиками дешёвых развлечений. Учись думать, учись понимать, в общем, как завещал дедушка Ленин… А научившись, дерзай и будь смелей, доверяй себе, ты часть Бога.
На сегодняшний день до нас (человечества) дошла информация: в Мыслящем пространстве, в Космосе, во Вселенной, «за пазухой у Бога» - как угодно назови это высшее Нечто, все ноу-хау, изобретения, открытые и неоткрытые открытия уже есть, существуют, записаны, как на матрицу. Одни люди-человеки готовы их воспринимать, другие – на пути. То есть, быть гением, в потенциале может каждый. Одни проснулись, повернули взгляд в направлении совершенствования, в чём и есть смысл жизни, другие – спят, могут не проснуться до конца, … будут проходить «уроки» в следующем земном воплощении, так до бесконечности…
Это не теория умного дяди, тем более моя («умной» тёти), а духовные законы, точно так же неизменно действующие, как закон земного притяжения, электричества и т. д.. Независимо от того, понимаем мы их или отмахиваемся, как от мухи, они работают, живут своей жизнью и, если палец сунешь в розетку …
Всякая мысль – причина. Окружающие обстоятельства, люди, всё, что с нами происходит в жизни, так называемая «судьба» - материализованные следствия. Мы сами нашими мыслями создаём наш Мир. Нет ни начала, ни конца – есть бесконечный процесс движения, театр, под названием «Жизнь». Каждый играет свою роль и по-своему. За тобой выбор, за тобой и ответственность. Не переходи грань Божественных законов и управляй Реальностью сам, а Бог всегда поддержит.
- Видимо, не случайно Вы покинули Бельгию, где у Вашей семьи был дом, галерея, бутик. Что так потянуло домой?
- Всех периодически тянет домой, особенно к зрелости. «Дом» это понятие многогранное, можно сказать, философское. Существует, наверное, незримая связь, магнетизм, какой-то. Вновь и вновь задаю себе вопрос – почему уехала в Бельгию? Почему мне, русскому человеку, пропагандирующему национальное искусство, фанатически преданному русскому народному творчеству, захотелось уехать из страны? Тогда думала - навсегда. Причин много, однозначно не ответишь. Был, конечно, психологический срыв, когда меня выдвинули в 97 году на соискание Государственной премии в области литературы и искусства. Заключительный тур проходил в Третьяковской галереи, мои работы победили по голосам, а потом, чтобы не дать премию, даже номинацию убрали, в которой я была заявлена. Видимо, надо было кому-то вовремя дать взятку в размере той же премии, (я бы и дала ради дела, ради пропаганды национального искусства, как говориться, взяла бы на душу грех), но… Бог отвёл.
Много несправедливости, когда сталкиваешься с чиновниками от искусства. Вот тогда и уехала в Бельгию с семьёй, но и за этот урок я благодарна. Открыла на чужбине галерею Русского искусства, интерес был большой: выставки, телевидение, пресса. До меня даже пресловутых матрёшек тогда там не продавалось, а тут – целая галерея. Город Брюгге, жемчужина Бельгии, сказочно красив, ещё его называют северной Венецией, стоит на каналах. Самым большим гипнозом, болезнью, парализующей разум, волю, заставляющими, с точки зрения обыденного мышления, делать необдуманные, алогичные поступки, всегда была и есть Её Величество Гармония, Красота. Кто-то умный сказал – «художник мыслит глазами», это про нас, таких дурачков, как я. Не придуманная фраза, так и есть. … Красота, как точка опоры, как крест, который несу, как дыхание, как единственный способ существования в этом мире…
Когда мой сын Платон закончил колледж, под названием «Институт Святой семьи», высшее художественное образование решил получать в России, убеждённый в его непревзойдённом качестве. Со словами «Всё, мама, едем домой, на Родину, надоела чужая земля», принимаем с мужем решение – возвратиться. Тогда на двери дома написала на плакате: «Прощай, коммерческая суета с заморскими купцами, выставочная бурная деятельность. Прощай, зимой незимняя погода, белые чайки ветреного побережья холодного моря. Прощайте, розы и шипы райского сада сказочника Андерсена. Прощай, Фландрия и Валония! Без обид и сожалений наш путь продолжается. Нас ждёт другая игра, другая сказка – новая, свежая, русская».
Переезжай из Москвы в …Небо!
- Почему вы переехали жить в Ивановскую область, в Жарки? Не испугали вас пьющие старики, бедность, отсутствие культурной цивилизации?
- Вы уже догадались, когда речь идёт о красоте, чувство страха у меня исчезает. А культурная цивилизация сегодня, особенно в СМИ, настолько – бескультурная… Бедность, как и пьянство, в Жарках отсутствует за неимением людей. Только Храм Казанской Богородицы, окружённый рекой - в окно деревянного сруба, да бескрайние леса, поля. Одинокий силуэт чёрной лошадки, как камертон, к этой звучащей тишине…
Если бы мне сказали, что пойду на этот «революционный» шаг – не поверила бы, ни за что…
Никогда не поймёшь до конца суть вещи, явления, пока не испытаешь сам, не увидишь живьём, не почувствуешь, как бы интересно тебе не рассказывали. Так я, горожанка «до мозга костей», открываю для себя мир деревни, мир природы, земли предков, переезжая из Москвы в Небо.
Давно, если точнее, никогда, не видела таких просторов. Лес – не просто деревья, а гигантские лесные массивы. Холмистая местность позволяет взгляду не останавливаться до линии соприкосновения земли и неба - вид, как с вертолёта. Перед взором предстаёт ожившая объёмная карта, нет, … лучше - монументальное полотно гения, не можешь ни оторваться, ни поверить в реальность. Разные породы - хвойные, лиственные несколько раз поменяют цвет, фактуру, композицию фантастического пейзажа.
Поражает небо. Его так много – на все четыре стороны, от горизонта до горизонта. Живые облачные миры. Они накрывают тебя чашей сферы, вбирают в себя. Ты становишься частью этого небесного таинства, растворяешься в нём, движешься вместе, живёшь по его законам. Ежесекундно меняется настроение - то радостно-торжественное, то грустно-лирическое. Но всегда, это гимн Жизни. Звенящая, орущая тишина помогает слышать малейшие переходы цветовых и световых оттенков, видеть, музыку Движения (именно – слышать цвет, видеть музыку, не оговорилась). Эти ощущения подвластны магии Неба. Оно одно на всех. …
Почему же мы чего-то делим, воюем, никак не очнёмся, не прозреем? … Не надо сваливать на двойственность человеческую, мол, всегда так было и будет - добро и зло, война и мир и т. д. … Наигрались детскими играми, пора просыпаться, взрослеть. Вон, какие мы несметно-богатые - каждому по Небу…
Природа. Только она может остудить душу, наполнить новыми силами, дать возможность осмыслить пройденное. Ты попадаешь в её объятья, как дитя малое, потерявшееся в потоке жизни. Хочется пожаловаться, поплакать, напитаться материнской Любовью,… наговориться с ней…
Затерявшийся «остров» в притоках Волги. Бездорожье бережёт первозданность. Изредка, неизвестно откуда, ветерок донесёт петушиный призыв, ухнет сова, вспорхнёт стая диких уток в зарослях прибрежной ивы, голосом младенца заплачет дергач и опять всё стихнет. … Только колокольный звон нарушит блаженство, отсчитывая ритм земной жизни. И правда – он малиновый, здесь всё имеет цвет. Он будет длиться и длиться, пока не услышит его колокольня далёкого села, не перехватит эстафету, не отзовётся. … И несется по Руси Православной колокольный малиновый звон, от деревни к деревне, от сердца к сердцу, одухотворяя пространство и время, соединяя и пронизывая всё живое…
Другая планета. Другая экология. Всё другое. Ощущения фантастические. Это надо видеть, слышать, чувствовать.
Как путник в пустыне, умирающий от жажды, вдруг бросается к живительному источнику, так для меня оказывается переезд на природу. Настолько сильный эмоциональный стресс для организма, психики - перерождаешься в другую сущность, в другую личность. Открываются внутренние возможности, о чём раньше не догадывался, не подозревал. Меняется мировоззрение. Происходит внутренний взрыв, он поднимает тебя на следующую ступеньку, на более высокий уровень сознания. Влияние всего этого настолько велико – мыслить начинаешь по-новому, другими категориями.
В деревне стала писать, вернее, записывать те мысли, которые лавиной обрушились на меня.
Из дневника:
Хороша Русь-Матушка, где не коснулась её цивилизация, где не испортил человек своей «опёкой», единственный нарушитель гармонии…
Свобода… Что это такое – настоящая свобода? Свобода слова, свобода мысли, свобода действий?
Когда хорошо тебе и другим, когда душевное спокойствие, когда Жарки…
Учись благодарить!
- Вы задумывались, откуда наши беды? И как нам избавиться от них?
- Наши беды от нас самих. От нашего неверия и незнания себя, незнания сути человеческой, её взаимосвязи, неразрывном единстве с Мыслящим пространством – Богом. Мы ходим в церковь, молимся, не понимая, что такое Бог, мы Ему в глубине души не доверяем, т.к. разъединяем, отделяем себя от Него, а мы его часть, Бог в нас. Мы вышли из потока «Любви», шаг влево, шаг вправо – болезни, разрушенные судьбы. Власть, правительство тут не причём, они и есть те же мы. Чтобы избавиться от бед, надо каждому повышать своё сознание, свой духовный уровень. Не завидовать богатым, а самому становиться богатым, не злиться на судьбу-злодейку, а руководить ей. Второсортное кино, литература, музыка не способствует просветлению. Настоящее искусство может достучаться до сердца, но где оно? Его не видно, хотя оно есть. Спрос рождает преложение. Пока мы будем хотеть смотреть и видеть ужасы, они нас будут окружать. Я оптимист по натуре, «Конец Света» 2012 года, чем нас пугают, является «Началом Просветления» и концом тёмных сил.
Ещё надо уметь, если не умеем, то учиться, благодарить. Воспользуюсь случаем, поблагодарю мужа Володю Семёнова за поддержку и помощь во всех моих начинаниях. Бывший учёный, сегодняший художник, друг и единомышленник, он всегда рядом. Год назад Бог открыл ему каналы, в общем, что-то, даже не знаю, как назвать, он стал проводником – пассами рук лечит людей и… вылечивает. Многие болезни, неподдающиеся медикаментозному лечению, только хирургии, исчезают бесследно.
В такое интересное время живём, сколько талантов, сколько светлых росточков прорастает. Какие только чудеса не проявляются сейчас… То, что наблюдаем вокруг, эти теракты, коррупция, моральное разложение – агония, предсмертные судороги пособников, инструментов тёмных сил. Бороться с ними бесполезно, надо не реагировать на них, не откликаться на провокации, не вступать в контакт, они от этого крепнут, их надо не замечать, растворять Светом – каждому выполнять искренне с душой своё дело, предназначение. Хочется, чтобы многие так чувствовали и видели, тогда жизнь людская процветала бы добром, любовью и творчеством.
Чтобы победить беды, светлым силам надо объединяться, сейчас время такое, время жить вместе.
- Вы кому-то помогаете? Благотворительность – не запрещенное слово в Вашем лексиконе?
- Это моё любимое слово. Творить благо и есть суть любого настоящего искусства. Когда ты в процессе творчества, ты не думаешь о выгоде, ты растворяешься в нём. Если твоё творчество для себя, а не для других, это не искусство, а что-то другое. Со-творение, со-зидание, со-гласие, со-дружество, эти приставки говорят о со-авторстве… с кем? С Божественной любовью, с Богом. Значения всех этих слов из потока Любви. Когда мы забываем, нарушаем законы, по которым созданы сами, мы разрушаемся, заболеваем, уходим от своего предназначения.
Это с духовной точки зрения. А если говорить конкретно… Сколько костюмов, панно, кукол фарфоровых надарила за всю жизнь, не сосчитать, то денежки даю на восстановление храма, строительство дороги, и просто на житьё послушников в Жарках. Тут недавно батюшка баранов попросил продавать и… пришлось продавать, надо ведь помочь. Если за день кому-то не помогу, словом, делом, да чем угодно, считаю этот день выкинутым из жизни, прожитым зря. Летом преподаю детям рисунок, живопись, композицию, возраст от 5 до 16 лет. Трудновато, устаю, но радуюсь, что пригождаюсь.
В музеях пяти городов Ивановской области (Родники, Кинешма, Иваново, Пучеж, Юрьевец) провела благотворительные выставки. Спасибо чутким одухотворённым работникам музеев и благодарным зрителям.
Однажды был такой порыв, потребность души - мы с мужем Володей три года подряд вывозили в Москву за свой счёт 40 детишек деревенских с учителями во главе с батюшкой Виктором Салтыкоым и матушкой Натальей.
«Самая нищая деревня в самой нищей области, Ивановской, и... в самый центр Москвы, храм Христа Спасителя, - вот он, Божий промысел», - размышляет вслух батюшка… В книге фрагмент звучит так:
«Душа рвётся на части. Как помочь, чем?
В соседней деревне, с характерным названием «Костяево», в школе – 40 человек.
Детей всё меньше и меньше. Убогость, нищета, покосившиеся деревянные домишки, несколько ободранных блочных. Поля зарастают бурьяном, уныло торчат остовы разоренных ферм, рёбрами гигантской рыбы пугает ржавая арматура ангаров. Разруха, как после бомбежки. Восстанавливать разрушенное хозяйство некому – вымирают деревни от безысходности, ненужности центрам, пьянства.
Главное – бросить клич
«Денег нет, работы нет, некоторые дети едят комбикорм», - матушка Наташа, она же учительница в двух школах, смиренно повествует о деревенской жизни, переживая за будущее русской провинции. Чуткое, доброе сердце, одним словом – Матушка…
Финансирование и организацию беру на себя, текущая работа - ночами. Занимаю денег, всё-таки 40 человек. Накупаем с Володей чемодан продуктов, рада больше детишек. Обрастаю помощниками – отзываются люди на добрые дела, русские люди. Часто подчёркиваю «русские», - есть с чем и с кем сравнить, повидала мир, Бог дал.
Главное – бросить клич. Православная гимназия собирает вещи, еле в грузовик входят, даёт приют на 3 ночи. Подруги, знакомые тащат столько, как всю жизнь ждали нужного момента. От желающих помочь - нет отбоя.
Поездка по Москве, Пушкинский музей, новый цирк, многое, многое другое. Ничего так не потрясает воображение, как храм Христа Спасителя, – восстановленная Святыня. Красота Божественная. Смущаются детки, входить боятся.
Горят свечи, звучат молитвы - идёт служба. Затихла, затаилась душа…
«…Господи, помилуй, Господи, помилуй, бла-го-сло-ви-и-и…»
Трапезная храма, где каждый уголок расписан древними орнаментами, а на центральной стене в золочёной огромной раме – «Троица», по мотивам рублёвской иконы, встречает гостей, поражает великолепием убранства.
Отец Михаил Рязанцев, мой одноклассник и преданный друг - ключарь храма, протоиерей и доктор теософии. Он устраивает для ивановских ребятишек банкет с подарками, после чего лично проводит экскурсию по музею, выставкам. Дальше – сюрприз…
Смотровая площадка по периметру здания храма на приличной высоте – вся Москва, как на ладони. Семь сталинских высоток, современные небоскрёбы, Ленинские горы с трамплином в Лужниках, а там – Останкинская, Поклонная гора с «церетелевской стрекозой»… А Кремль, кремль – совсем игрушечный, как на объёмной карте, колокольня Ивана Великого.… Сколько церквей, оказывается, в столице - не сосчитать…
Смотрю на о. Михаила: статный, лицо благородное, мужественное, серьёзное. … Как идёт ему облачение священника с белым воротничком, элегантное, строгое.…Вдруг, кому-то лукаво подмигнул, рукой махнул, и… грянул колокольный звон, оглушающий, великий, с четырёх колокольных башен, во всю мощь, так и хочется сказать «во всю Ивановскую»! Сердце вздрогнуло, мурашки по коже, слёзы навернулись.
«Елена, подумать только, – батюшка Виктор, вытирая глаза, размышляет вслух, - Если Бог коснулся, то вот оно Небо - близко, вот она икона - на толщину выемки для росписи, близко. Бог рядом - в нас и с нами. Всегда. Путь до Высоты – в 2 см, - показывает руками (сравнивая с иконой, наверное), - Промыслительно, …если коснулся…»
Отец Михаил оплачивает заказанный из Иваново и обратно Икарус.…
С чистым добрым сердцем идут в «батюшки», … спасибо, тебе, Мишенька.
Награда за труды благие, спасибо матушке Наташе, - толстая тетрадь детских сочинений. … Письма, письма, рисунки... Спасибо вам, детки…»
- Чем живёте сейчас и какие планы?
- Планов громадьё, жизни бы хватило…
Недавно издательство «Белый город» в серии Мастера живописи выпустило альбом о творчестве, чему несказанно рада, 130 цветных качественных иллюстраций. Спасибо суперпрофи автору-составителю искусствоведу академику Татьяне Скоробогатовой.
Талантливый режиссёр-документалист в Валентина Владиславлева, тоже академик (что-то много их развелось) при участии режиссёра Анны Шишко закончила 1 серию фильма «Русский мир Елены Пелевиной», тоже - поклон и благодарность. Фильм о том, как москвичка, объехавшая с выставками, показами коллекций полмира, уехала жить в глухую деревню и нарадоваться не может счастью великому – жить на природе, в гармонии, балансе с травинками, букашками и всей Вселенной.
Этим летом была на Байкале, так всё нутро перевернулось, критерии ценностей поменялись, жить, любить захотелось ещё больше. Байкал – Открытый Космос, третий глаз планеты, живой и бесконечный. Плывёшь, пьёшь, целебную воду, разговариваешь с ним, ответы получаешь. Там понимаешь - чудеса, это наша реальность.
В марте этого года еду к Пьеру Кардену, пригласил в гости смотреть свои галереи и замки, дай Бог ему здоровья. После приезда будет «отчет» в академии Художеств - презентация новой книги, фильма и выставка работ моих, мужа, детей, мамы, брата. Осенью, опять путешествие, на сей раз в Швейцарию, уже с сыном Платоном и Ангелиночкой Павловой, его женой. Они оба профессиональные художники-живописцы, серьёзно и увлечённо работают над циклом «Вознесение». На выставке в Женеве и Цюрихе впервые будет представлен их триптих «Ангелы» и другие живописные полотна.
- Какие Ваши заповеди в жизни? Есть ли у Вас любимая притча?
- Заповедь одна – творить добро и быть благодарным, что такая возможность есть.
А «притчу»… сейчас придумаю, простите за банальность содержания: «Рай не на Небе, а на Земле, у нас в сердце, если позволим его впустить. Выбор за каждым. Всё просто».
Наталья Желнорова
|