СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО
О социальном предпринимательстве в России заговорили недавно: и пока ученые спорят об определении, первые социальные предприниматели уже давно строят свой бизнес. Социальное предпринимательство не аналог, а альтернатива благотворительности. Схема «безвозмездной раздачи денег» не всегда оправдывает себя, поэтому предприниматели пытаются придумывать инновационные и способные к тиражированию решения социальных проблем. Хоть он и социальный, но это бизнес, а, значит, устойчивое финансовое положение и конкурентоспособность – здесь ключевые факторы.
Проектам, работающим с социально незащищенными слоями населения, редко удается привлечь инвесторов или кредиторов, поскольку уровень их прибыльности близок к нулю. Большинство социальных предприятий существуют на уровне самоокупаемости или получают незначительную прибыль.
Дать "нищим" не рыбу, а удочку и научить "рыбачить" лучше тебя.
Успешный бизнесмен Вячеслав Горелов, предпринимательский стаж которого превышает 10 лет, никогда и не знал термина «социальный предприниматель». Ему просто стало скучно заниматься бизнесом только ради денег. «Купил четырехкомнатную квартиру, построил 5 домов, трех сыновей поставил на ноги, - вяло перечисляет Горелов,- но неужели в этом – смысл жизни?»
Вячеслав Горелов начал свой бизнес – туристическую базу на берегу реки Обвы в Пермском крае – в 2000 году. Уже за два года его доходы выросли до 1,5 млн. в год. Кредиты позволили предпринимателю в разы увеличить свой бизнес – клиенты становились в очереди.
От скуки в 2003 году Вячеслав организовал первый лагерь для детей-сирот. Организовал и ужаснулся, несмотря на то, что уже имел многолетний опыт работы с трудными подростками: токсикоманят, курят, никого не уважают, треть – прошли через психиатрическую больницу, почти все – на учете милиции.
Работе с такими подростками Вячеслав посвятил 30 социальных проектов. Однако своим главным начинанием предприниматель считает "Школу фермеров", стартовавшую в 2009 году в Ильинском районе Пермского края. Основная цель школы – помочь бездомным, безработным выпускникам детских домов наладить свой бизнес и встать на ноги.
Проект реализуется в несколько этапов: сначала в школу на курсы профориентации и социализации приглашаются 30 участников в возрасте 18-23 лет. Лучшие ребята проходят курсы профессиональной подготовки по различным специальностям, связанным с агробизнесом. Именно они приобретают возможность стать индивидуальными предпринимателями: получают кредиты, строят свои дома и фермы, закупают оборудование. В настоящее время Горелову удалось наладить постоянные каналы сбыта фермерской продукции, что позволяет подросткам реализовывать свою продукцию и получать личную прибыль. Ежегодно выпускниками школы становятся 15 глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), предпринимателей и фермеров. "Молодежная агродеревня" способствует также и созданию дополнительных рабочих мест.
«В СМИ часто пишут, что у выпускников детских домов только два пути: на панель и в тюрьму,- говорит Вячеслав, - моя цель – предложить им третий путь – пойти в предприниматели».
Обеспечить всем равные возможности.
Первая в России туристическая компания для людей с ограниченными возможностями «Либерти» существует в Санкт-Петербурге с 2004 года. Ее создатель – Наталья Гаспарян всегда мечтала об открытии собственного туристического бизнеса. «Когда мы надумали запускаться,- делиться Наталья, - рынок был уже поделен, конкуренция – бешеная. Поэтому изначально хотели оказывать какие-то нишевые услуги, придумать что-то новое». И придумали. Туризм для инвалидов.
Около года компания занималась исследованием северной столицы на предмет доступности основных достопримечательностей, гостиниц, кафе и ресторанов. В 2005 году Наталья со своими партнерами приняла участие в Туристической выставке в Берлине, где не просто установила первые деловые контакты, но и осознала масштабы отсталости России от Европы в области туризма для инвалидов.
До 2006 года компания «Либерти» работала только на прием иностранных туристов-инвалидов. Четыре года назад Гаспарян решила открыть маршруты и для российских инвалидов сначала в рамках Петербурга, а с 2010 года – по всему миру.
«С российскими инвалидами работать очень сложно,- признается Наталья,- они мало социализированы, недоверчивы, подозрительны. Им очень сложно доказывать, что за услуги необходимо платить, что мы – коммерческая фирма, а не госучреждение».
Такой специфический вид туризма недешев – в среднем туры за границу стоят от 1000 до 2500 евро. Деньги уходят на разработку тура с учетом доступности всех зданий, организацию спецтранспорта, расселение инвалидов в гостиницы, предоставление специально обученных гидов. За год «Либерти» обслуживает 150 туристов с ограниченными возможностями.
Финансовые показатели – слабое место любого социального предприятия. Однако, несмотря на случающиеся финансовые провалы, оборот компании «Либерти» за текущий год составил 3 млн. рублей.
В 2010 году проект «Либерти» получил финансовую поддержку от фонда «Наше будущее» в рамках «Регионального конкурса в сфере социального предпринимательства». Наградой стал беспроцентный займ в размере 1,725 млн. рублей сроком на 4 года. «Мы планируем потратить деньги на 4 цели,- говорит Наталья Гаспарян,- реклама и участие в международных туристических выставках, исследование новых маршрутов (Киев, Москва, Рига), дооборудование спецавтобуса и обучение персонала».
Генерировать проекты, интересные для нас, и приносить пользу людям.
Наталия Никитина, директор некоммерческого партнерства «Город-музей» занимается ни много ни мало возрождением утраченных вкусов. В 2009 году при ее непосредственном участии в г. Коломна был открыт музей «Коломенская пастила», где посетителям предлагают попробовать оригинальную пастилу по древнему рецепту.
Музей частный и на развитие не получает ни одного государственного рубля. Поэтому участие в конкурсах (как российских, так и международных) является главным источником его существования. Музей становился лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, а в 2010 году получил поддержку от фонда «Наше будущее». Все новые проекты музею приходится запускать за собственный счет: самостоятельно проводить исторические исследования, искать утраченные рецепты, реставрировать памятники культуры.
«Когда мы нашли рецепт пастилы, - рассказывает Наталья, - мы обратились к некоторым крупным кондитерским фабрикам Подмосковья с предложением начать выпуск новой продукции. Но все они нам отказали – поэтому пришлось налаживать производство собственными силами».
Теперь в маленьком помещении ютиться и музей, и мини кондитерская фабрика, на которой помимо традиционной коломенской пастилы, выпускают еще и любимые лакомства русских писателей – домашнюю пастилу семьи Толстых и «красную палочками» пастилу Достоевского.
Тимохина Елена, Новомосковск, Тульская область
|