ОНА НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЛА ДОБРО
В марте этого года, незадолго до своего 75-летия, Ия Саввина посетовала: «Я ломала голову – почему все так стремятся взять у меня интервью именно сейчас? В чем тут дело – юбилей-то некруглый, 75! Видимо, уверены, что я не доживу до 80?» Она не дожила уже до следующего дня рождения – ушла 27 августа, в День российского кино и в день рождения своей любимой актрисы и подруги Фаины Раневской.
Ия Саввина редко давала интервью, и говорить в них предпочитала не о себе, а о своих друзьях, своих режиссерах, партнерах, о людях, с которыми сводила судьба и которые сделали ей что-то хорошее. О Ролане Быкове, который пригласил ее, студентку журфака, на большую роль Лиды Матисовой в спектакль «Такая любовь» Студенческого театра МГУ. Об Алексее Баталове, который увидел ее в этом спектакле и порекомендовал Иосифу Хейфицу на заглавную роль в фильм «Дама с собачкой», принесшем ей всесоюзную славу. О прекрасном педиатре Сперанском, который 40 минут осматривал ее грудного сына, родившегося с синдромом Дауна, и сказал: «Вам будет трудно, но вы справитесь!». Думаю, знаменитый врач изучал не только сына, но и маму и также увидел в ней редчайшее качество, которым Ия Саввина так щедро делилась со своими героинями – скрытую за внешней хрупкой оболочкой силу характера.
Вспоминала Ия Саввина и об учителе Ченцове, который в труднейшую минуту жизни, когда захотела отдать сына в подмосковную школу-интернат, отговорил и убедил: «Если не хотите потерять ребенка, не отдавайте никогда и никуда; так я и сделала». О своих гениальных коллегах по Театру Моссовета – Фаине Раневской и Вере Марецкой, принявшей юную дебютантку без образования в свой круг, об их помощи, советах, их рассказах, их поведении на сцене и в жизни… Об Андрее Кончаловском, практически заставившем ее сняться в фильме «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж»). Режиссер вначале хотел найти «типаж», но, как поясняла Ия Саввина, «очень трудно было найти, чтобы была и хромая, и беременная, и еще сюжет весь тащила бы на себе». К Асе Клячиной переигравшая десятки выдающихся ролей актриса всю жизнь относилась по-особенному, как к живому, близкому и дорогому человеку. И поясняла свое отношение, как всегда, с парадоксальной убедительностью: «Сейчас все вокруг привыкли всё время всё требовать от окружающих, от жизни, от Бога… Ася Клячина ничего для себя никогда не требует, она из тех, кто отдает. И я пыталась у нее этому учиться»…
Рассказывала об Олеге Ефремове, убедившем ее перейти во МХАТ в 1977 году… Об Эльдаре Рязанове. О Любови Орловой, услышавшей надсаду в голосе молодой актрисы и настоявшей на необходимости лечить голос… О Белле Ахмадулиной, которая, услышав свои интонации у Пятачка, которого озвучивала Ия Саввина, не обиделась, а позвонила актрисе и своим хрустальным голосом пошутила: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка!»
Ия Саввина умела быть резкой и язвительной, умела взрываться и одергивать. Но никогда не забывала добро. Тех, кто ей помог, научил, поддержал, просто был добр и внимателен к ней. Может, поэтому в ревнивой и часто недоброжелательной театральной среде о ней никто и никогда не позволял себе говорить дурно. Ее щепетильность в выборе ролей, ее настойчивые отказы на все очень выгодные, но невкусно пахнущие предложения, напоминали о той планке профессии, которая, собственно, и делит актеров на комедиантов и художников.
Подводя итоги жизни, Ия Саввина с привычной ей безжалостной прямотой сказала так: «Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит». Думаю, немногие люди могут сказать это о себе с полным правом, и дороже такого сознания ничего на свете, пожалуй, и нет.
Ольга Егошина
|