Ирина БОГУШЕСКАЯ: МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПЛАСТИКОВОЙ
Знаменитая певица объяснила, почему впервые в жизни решила целую программу посвятить детям.
— В вас заговорила не только певица, но и мама двоих сыновей?
— Как мама я отлично знаю, каким дефицитом являются сегодня живые концерты для детей. И как немного записывается качественной детской музыки. Когда мой младший сын Даня был маленьким, я вдоль и поперек излазила интернет и Горбушку в поисках чего-то похожего на пластинки моего детства, например на «Бременских музыкантов», только современного. Мне попадались тонны музыки, записанной на компьютерных самоиграйках. И мой сын слушал все тех же «Бременских музыкантов», а еще Утесова и Армстронга. И я задумалась о том, что, если я хочу, чтобы у него на полке стояла хорошая детская пластинка, я должна сделать ее сама. Так что для меня эта программа и этот альбом — очень логичное продолжение материнства. Но вы не первый удивляетесь! У нас сейчас, как ни странно, творчество, адресованное детям, стало почти маргинальной отраслью культуры.
Вот пример: недавно в зале Чайковского прошел грандиозный «Мультконцерт» — Оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки вместе с солистами исполняли песни из любимых мультиков нашего детства, на экране шли синхроны из этих лент, подпевал весь зал. Но что поразило: ни один телеканал не заинтересовался съемками проекта! Та же ситуация в регионах: предлагаешь детскую тематику — и не встречаешь отклика. Возможно, это связано с тем, что на детских билетах много не заработаешь?
Детям надо давать самое лучшее — в смысле пищи физической и духовной. Чтобы музыка была не пластиковой, дежурно аранжированной на компьютере, а свежевыжатой из живых музыкальных инструментов.
— А почему наше общество так неласково к детям? Если уж гораздо более жестко, казалось бы, устроенное советское общество оставило нам замечательные мультфильмы и песни, а сейчас этого практически нет.
— Позвольте, я процитирую Александра Сокурова. Меня поразила его фраза, сказанная в Венеции, где недавно победил его фильм. Александр Николаевич сказал про российский капитализм, что это существо недопридуманное и недосозданное, на сегодняшний день у него нет ни сердца, ни ума, а есть только желудок. И что этим существом надо заниматься дальше, и может быть, тогда появятся люди социально ответственные, понимающие, что не только в зарабатывании денег смысл деятельности, что нужно еще и думать о стране, в которой ты живешь, о ее будущем. Мы ведь не единственные на свете проходили период первоначального накопления капитала — думаю, во времена, описанные в фильме «Однажды в Америке», там тоже не особо развивали детскую культуру. Забота о ней — удел развитого гражданского общества, понимающего свои перспективы. Пока что у России перспективы ужасающие. Когда читаешь демографическую статистику, волосы встают дыбом. Вот наше правительство ввело материнский капитал — молодцы, хотя надо было бы лет на 10–15 лет раньше начать. Мы иначе просто вымрем.
— Позвольте наивный вопрос: может, некоторым нашим мэтрам эстрады вроде Киркорова или Билана, у которых в творчестве сейчас застой и самоповторение, попробовать для оживления окунуться в детскую тематику, до сих пор им совершенно чуждую, и это бы дало толчок для возрождения к какой-то новой творческой жизни.
— Я была бы только счастлива, если бы наши звезды всерьез и ответственно начали заниматься детскими песнями. Тут одна проблема: вкусовая. Вы же понимаете — даже если они это сделают, вряд ли они резко поменяют свой стиль. И мы получим то, что у нас и так уже есть — «Детская новая волна», или как это называется. Сколько их, детских ансамблей, где маленькие солисты имитируют Эдиту Пьеху. О’кей, пускай цветут все цветы, но вы поняли мою мысль? Если Дробыш или Матвиенко начнут писать детские песни, то какие это будут песни? Вспомните девочку из недавнего детского «Евровидения», ей 11 или 12 лет, и она поет про первое свидание, первое прикосновение. Ну, это не текст для 11-летней девочки! Я не говорю, что она обязательно должна петь про плюшевых мишек или божьих коровок. Но интонация, с которой это делается… Я не ханжа, но, честно сказать, мне это напоминает американские конкурсы красоты, когда маленьким девочкам делают взрослый мейк-ап, завивают им волосы, одевают в купальники и ставят в привлекательные позы. Мне кажется, это все просто отвратительно. А детям надо давать самое лучшее — в смысле пищи физической и духовной. Чтобы музыка была не пластиковой, дежурно аранжированной на компьютере, а свежевыжатой из живых музыкальных инструментов.
Сергей Бирюков
|